Еще не закончилась сенокосная страда, как подоспела уборка хлебов. Все жители деревни переключились на уборку зерновых культур. От МТС был выделен один комбайн "Коммунар", он был маломощный и ненадежный. На скашивании были на конной тяге "Лобогрейки" и самосброски. После них нужно было подбирать вручную скошенную массу, связывать в снопы, свозить их и складывать в скирды. По мере их подсыхания (складывались они у мест обмолота) они обмолачивались молотниками МК-1100 и комбайном. Большую площадь скашивали серпами со связыванием в снопы одновременно, а также скашивали серпами со связыванием в снопы одновременно, а также скашивали косами с грабельцами, но это очень тяжелая работа не всем 17-ти летним была под силу. Норма вязать снопов была 180 шт. с укладкой в кучи по 10 шт. Общая площадь уборки составляла 1800 га. На полях было четыре полевых стана. От деревни поля отделялись грядой соснового бора и только через 6 км начинались поля. Первый стан назывался "Подбор" в 6 км. От деревни, 2-й стан "Пашенькин барак" - 8 км, 3-й стан "Теплое"- 11 км. И 4-й стан "Бачинное" - 15 км. Вот на таком отдалении от дома работали люди. На каждом стане были постройки для ночлега, колодец, на дальнем стане была даже баня. Имели на 1-ом и 4-ом станах капитальной постройки амбары в основном под семенное зерно и частично под продовольственное. Вначале колхозники ездили на работу на лошадях, а по мере мобилизации лошадей на фронт люди на работу ходили пешком от 6 до 18 км.
Можно представить женщин, которые за сутки проходили от 12 до 36 км, еще у многих были дома хозяйство и малые дети. Дома в основном мы 7-12-летние управлялись с животными и огородами. О выходных и помышлять было нечего. Молодежь - подростки, что работали на конях и быках ночевали на станах - домой не отпускали. Кормили пареной в котлах пшеницей. Домой колхозники возвращались затемно, да еще через сосновый бор по узкой конной дороге. Возвращались гурьбой, поодиночке проходить не рекомендовалось - часто в лесу встречались серые разбойники - волки. Тогда женщины поднимали на все голоса крик и стук в ведра и что под рукой, но волки не очень-то боялись, но дорогу освобождали, скалясь.
Волков пришло из-за Урала много - от войны скатились. Все охотники были на фронте, вот они и обнаглели, а нам пацанам нечем было стрелять - нет боеприпасов. Волки подходили к деревне и даже забегали на усадьбы - рвали собак и телят -- такое случалось даже днем, рвали телят на опушке леса.