***
Кинотеатр "Ударник" преподносил много замечательного кино. Всё лучшее из него я и мои друзья отсматривали. И такие фильмы нам хотелось созерцать не единожды, но на это денег не хватало. Однажды мы вздумали попасть на повторный просмотр понравившегося кинофильма и при этом стали неожиданно участниками трудно вообразимого происшествия.
В "Ударнике" пошла новая любопытная кинокартина: "Фанфан-Тюльпан". Отрывочки из неё мы с друзьями видели в детском увлекательном фильме "Добро пожаловать, или, посторонним вход воспрещён". И я, Сашка и Генка среди недели поглазели на "Фанфанчика", и он нас здорово развлёк. Мы рассказали о нём Юрке и Вовке. Подошло воскресенье. Наша компания в полном составе сошлась утром во дворе, и Сашка сделал предложение: всем пойти и посмотреть "Фанфан-Тюльпан" — Юрке и Вовке впервые, а нам, остальным, повторно. Это была авантюрная затея, так как денег у нас на кино всё равно бы не хватило. Но мы Сашке всё же поддакнули. И пошагали к "Ударнику".
До начала "Фанфана" протянулось ещё полчаса, а пока продолжалась демонстрация киноутренника. Мы задумали попасть на желанное кино без билетов, и как это сделать, в общем-то знали. Можно было попробовать при выходе зрителей из кинотеатра пронырнуть в двери, побежать на бельэтаж и спрятаться там до начала сеанса. Или же в куче кинозрителей, шествующих на показ, прошмыгнуть мимо билетёрш и броситься к залу. И мы дождались окончания утренника и поспешили к выходу из "Ударника". Подошли и увидели: у открытых дверей обосновались две служительницы и охраняли их, выпуская детвору и родителей. Тогда вся наша компания потопала в вестибюль кинотеатра, чтобы узнать, как там защищается входная дверь. Зашли в вестибюль и впереди в дверном проёме заметили двух озабоченных билетёрш. Они проверяли билеты у людей, идущих на очередной сеанс непрерывным потоком. И бдительность билетёрш решил первым испытать Генка. Он втесался в большую кучу зрителей и вместе с ними приблизился к проходу в фойе. Но одна из билетёрш быстро определила, что Генка безбилетник, и мигом отстранила его от двери. Я и мои товарищи получили доказательство невозможности проникнуть в "Ударник", развернулись и разочарованные покинули вестибюль. Мы вышли к порталу кинотеатра, помялись там и хотели, было, уже отправиться во двор. И тут к нам подошли два знакомых парня. Они жили с нами по соседству в доме номер четырнадцать. Парни поздоровались с нами и поинтересовались:
— Что вы делаете здесь?
А мы им выложили:
— Пришли сюда, надеясь посмотреть "Фанфанчика", да денег на билеты не наскребли.
Парнишки встрепенулись:
— Что за фильм — хороший, или нет?
И нам стало ясно — они его ещё не видели. Мы им в красках коротенько расписали содержание кинофильма, и у них загорелись глаза. Парни пожелали немедля убедиться в достоинстве "Фанфана", только у них, как и у нас, достаточных средств на билеты не оказалось.
Парнишки усекли, что никто из нас праведным путём на фильм не попадает, и тут же посыпали свои идеи. Идеи, которые нами уже были опробованы. Мы им объяснили — через выход пробраться не вышло, да и через вход пройти не удалось. Тогда они сами пошагали в вестибюль, чтобы проверить наши слова. И вскоре вернулись к нам с кислым видом, объявив:
— Верно, возле билетёрш проскользнуть нельзя.
Вся наша большая команда постояла недолго с грустным видом у кинотеатра и снова втянулась в вестибюль. А там ещё до поворота к проходу в фойе был небольшой закуток с зашторенными дверями, которые закрывали лестничную площадку, ведущую в буфет и в зрительный зал. Двери стояли на возвышении, и к ним вели три широкие ступени. Мы, давая дорогу людям, спешащим на кино, прошли в закуток и поднялись к запертым дверям. Потоптавшись у дверей и проверив их на прочность, мы спустились вниз. И один из парней-соседей обернулся назад, приметил небольшую нишу меж ступенями и стеною и зашёл туда. Он нашёл там что-то и воскликнул:
— Здесь маленькая дверца. И она открыта.
Мы пододвинулись к нему и тоже разглядели дверку и тёмную щель. Парень нагнулся к двери, открыл её пошире и, встав на коленки, заглянул в её мрачный квадрат.
— Здесь труба, и она ведёт куда-то в кинотеатр, — объявил он и предложил всем нам лезть в открывшийся проход.
Я оказался третьим у двери и, присев, сумел рассмотреть, что скрывается за нею. А там, в темени зиял лаз: он был менее полуметра диаметром и уходил куда-то влево. В лаз можно было протиснуться и поползти, но развернуться в нём уже не получилось бы. Я замер на месте, да и друзья, приткнувшиеся рядом, застыли в раздумье. А парень, что был у дыры в трубу, кинул взгляд на всех нас и заявил:
— Вы как хотите, а я полезу.
Он решительно нырнул за дверцу и скрылся в тоннельчике, а на его местечко шагнул Генка, стоявший рядом.
Наш малец просунул, было, голову в квадратную темень, но через несколько секунд вытащил её обратно со словами:
— Там пылища, и не видно ничего, — и дальше не полез.
И тут быстро затараторил второй парень-сосед, оставшийся с нами:
— Если вы не хотите лезть в трубу, давайте я в неё полезу.
Генка отстранился от дыры, я прижался к стеночке, и парень проскользнул мимо нас и, пригнувшись к полу, устремился в тесную черноту за товарищем.
Я, Сашка, Генка, Юрка и Вовка оцепенели перед лазом, провожая взглядом последнего пластуна. И первым молчание нарушил я:
— Куда парни поползли — непонятно. Может, эта труба никуда не ведёт или упирается в тупик какой-нибудь, или в решётку. Из неё тогда только пятясь назад можно будет выбраться. А если она опускается вниз, то назад вообще не вылезти. И в ней тогда можно застрять надолго, до тех пор, пока не объявится помощь.
Друзья со мной согласились. И я, закончив свои доводы, предложил:
— Постоим тут минут десять, подождём. Наши "тараканы" соберут во мраке всю грязь и вылезут. А мы их здесь встретим и послушаем о путешествии по тесным лабиринтам.
Десять минут прошло. Поток зрителей в кинотеатр прекратился, дав понять, что сеанс начался. А наши знакомые парни так и не вернулись. Это нас всех очень удивило, а у меня даже мелькнула мысль — не застряли ли они где-нибудь посреди дороги. Но стоять далее у дверцы с трубою было бессмысленно: мы туда лезть не собирались. И я, Сашка, Генка, Юрка и Вовка ушли из кинотеатра.
На следующий день в школе я решил выяснить, чем завершилось тайное проникновение наших "трубопроходчиков" в "Ударник". С одним из них я учился в одной школе, и наши классы были на одном этаже. На первой перемене я пошёл искать его и подумал, если не отыщу, то это значит, что он не явился на учёбу и застрял в кинотеатре вместе с товарищем в трубе. Но после недолгого поиска я нашёл этого любителя "экстрима", увлечённо болтающего с друзьями в коридоре. Я подошёл к нему и поинтересовался:
— Чем закончились ваши вчерашние ползания в "Ударнике"?
А он мне, не прерывая разговора, быстро выпалил:
— Да, всё нормально. Мы спустились вниз по трубе, добрались до первой решётки и выбили её. Очутились в женском туалете, спрыгнули на пол и тут же побежали в зал.
И больше парень ничего не сказал и переключился на приятелей. Я же остался стоять с открытым ртом. Вот так — выходит, очень просто попасть в мой любимый "Ударник" — пролез по вентиляционной трубе... и там. И смотри, пожалуйста, кино.