"Скарамуш".
Данное произведение продолжило фехтовально-драчливую эпопею, начатую "Мушкетёрами". Только здесь поединки на шпагах предстали уже не забавными боями-драками, а истинным искусством — искусством убивать.
Некий маркиз Де Моне — лучший клинок Парижа по просьбе королевы наказывает нескольких поэтов, осмелившихся в памфлетах высмеять высшую власть. И сделал он это, конечно, при помощи шпаги, вызвав шутников на дуэль и легко прикончив. И при этом он ещё поиздевался над каждым из своих соперников, прокалывая им сначала руки, а потом уж и сердце. А главный герой фильма Андре Моро — Скарамуш из циркового балагана случайно очутился на пути маститого дуэлянта Де Моне, и встреча эта для них обоих получилась судьбоносной.
Однажды вечером в цирк к комичному паяцу Моро прибежал его друг стихотворец Филипп, последний из насмешников над королевской властью. За ним гнались ищейки Её величества и сам Де Моне. Моро укрыл поэта в костюмерном подвале, а по завершении выступления пошёл его провожать. И при выходе из города в тёмном месте оба приятеля наткнулись на полковника полиции и маркиза, которые выследили-таки шутника, посмевшего покуражиться над высшим руководством. И мастер шпаги, как и было задумано, спровоцировал друга Моро на дуэль и разделался с ним, как с ребёнком. А Моро-Скарамуш стоял, смотрел, как убивают Филиппа, и ничем не смог ему помочь.
Присутствуя при безжалостном убийстве товарища, Моро поклялся во что бы то ни стало отомстить за него, и сделать это при помощи шпаги. Он узнал, где живёт Де Моне, и ночью пришёл к его замку. Моро перелез через забор и по дереву взобрался к приоткрытому освещённому окну, и перед ним предстала просторная зала, где хозяин дома под руководством учителя оттачивал на шпагах своё фехтовальное мастерство. Моро поглядел на тренировочный бой и понял — ему с маркизом в шпажном поединке не справиться. И тогда он решил научиться искусству владения клинком у самого учителя Де Моне. Когда урок закончился и маркиз удалился, Моро залез в окно и подступил к маэстро с просьбой обучить его бою на шпагах. Учитель в первую минуту отказал незнакомцу, но потом уступил его горячей просьбе и согласился преподать уроки фехтования.
Целый месяц по ночам Моро тайно приходил в замок Де Моне и овладевал азами шпажного боя. Сперва он сроднился со шпагой и сделал её продолжением руки. Затем он изучил замысловатые выпады и удары, а потом постиг и защиту от них. И в один из затянувшихся уроков Моро сражался с учителем, делая это уже почти мастерски, и вдруг услышал похвальные аплодисменты и саркастическое: "Браво, браво, браво". Это маркиз случайно заглянул на огонёк в учебную залу и застал там двух упражняющихся в поте лица бойцов.
Де Моне тут же узнал непрошенного гостя и догадался, зачем он оказался в его доме. И чтобы положить конец занятиям, он твёрдо произнёс: "Что ж, теперь я дам урок нашему актёру, — и, взяв одну из шпаг, сложенных в пирамиду, приказал учителю: " В сторону, Де Тревиль". Тот, повинуясь, отошёл в угол, а король дуэлей встал в стойку.
Мгновение — и закипел бой. Он буквально через минуту показал, что шестидесяти занятий не достаточно, чтобы противостоять долгому-долгому обучению и большой практике. И маркиз сначала играючи обагрил Скарамушу кровью два плеча и распорол на нём защитный ватный камзол. И вслед за этим он прижал обессиленного актёра к стенке и решил последним выпадом покончить с ним навсегда. Но побеждённого Скарамуша спас Де Тревиль: он за секунду до гибельного удара открыл потайную дверь и дал возможность своему новому ученику избежать смерти.
Выпуская с чёрного хода Моро, учитель сказал, чтобы он уезжал из Парижа в Леон, потому что здесь оставаться дальше слишком опасно. А там, в другом городе, живёт человек, который когда-то его самого научил сражаться на шпагах, и тот примет гостя, как родного, и обучит всему, что знает сам. И Де Тревиль дал Моро письмо для нового наставника и отпустил с богом.
Моро уехал из столицы в провинцию. И скоро оттуда понеслись слухи о том, что в Лионе объявился дуэлянт, встреча с которым для всех оканчивается плачевно.
Минули кое-какие события, показавшие жизнь и деятельность Моро в Лионе. Он теперь блистал в роли Скарамуша в шикарном театре и защищал честь демократов в городской депутатской палате. Де Моне прослышал, что его старый знакомый Моро расправляется на дуэлях с приверженцами монархии, и приехал в Лион. Маркиз намеревался увидеться с Моро в палате депутатов и вызвать его на поединок, но их встреча получилось чуть раньше, чем предполагалось, и совсем в другом месте. Приехав в город, Де Моне в тот же вечер отправился на представление в театр и оказался там лицом к лицу со Скарамушем — Моро, и тот сам потянул маркиза на бой на шпагах.
Развернулась жестокая схватка, и она заискрилась сначала в зрительской ложе на балконе, а потом переместилась в партер и дальше на сцену. Соперники оба были хороши, и победа никому из них сперва не шла в руки. Мелькали клинки, падали на пол колосники и декорации, срезанные ударами шпаг, и в этой смертоносной круговерти Скарамуш стал постепенно одерживать верх над маркизом. Он, доказывая своё превосходство в фехтовании, вначале поранил ему обе руки, а потом, пройдя искусную защиту, приставил к его груди острие клинка. Только Моро не убил Де Моне — он увидел в его глазах поражение и закончил свою месть.
Поздно вечером Скарамуш стоял на пустой сцене, и к нему подошёл директор театра, открыв удивительную тайну: "Ты сегодня чуть не отправил на тот свет своего родного брата: у вас с ним была одна мать. Только Де Моне был рождён в законном браке, а ты был плодом тайной любви. Он стал маркизом, а ты оказался в детском приюте и оттуда впоследствии попал в цирковой балаган. Это всё мне поведал хозяин того передвижного цирка, где пустила ростки твоя артистическая карьера".