Последние недели перед экзаменами
Тала занималась по-прежнему, ненадолго ходила в яхт-клуб и снова занималась, насколько хватало сил. Вечерами она отдыхала, только иногда вдруг что-то вспоминала, записывала и снова оставляла работу. Для отдыха она что-нибудь читала. У неё была давняя привычка читать перед сном, и этой привычке она не изменяла. В доме родственников было очень много книг - и русских авторов, и переводных с английского, французского, немецкого языков. Тала строго отмеряла время, когда позволяла себе взять книгу в руки.
Вечерами нередко приходили родственники- чаще всего тётя Аня или тётя Женя, иногда они приходили одновременно. Тала полюбила их посещения. Тётя Аня была умной, очень серьёзной женщиной. Она была вдовой маминого и тёти Олиного брата, погибшего во время империалистической войны от случайного попадания снаряда. У тёти Ани был сын Вадик, двоюродный брат Талы. Тала хорошо помнила Вадика, который был старше её на три года и в детстве был ласков с ней. Вадик приходил не всегда, он был студентом и часто был занят.
Тётя Аня была прекрасно образована. Чтобы заработать на жизнь, она принимала у себя нескольких детей дошкольного возраста и заботилась о них, пока родители были на работе. Она была доброй и строгой. Главное, она умела заинтересовать детей и приучить их к занятиям. С некоторыми она занималась, готовя их к школе. В её присутствии Тала старалась подумать, прежде чем что-нибудь сказать, потому что все суждения тёти Ани всегда были обоснованными.
Тётя Женя любила рассказывать о своих знакомых. У неё был широкий круг знакомых, в основном, старых интеллигентных людей. Благодаря её характеристикам Тала усвоила, что считалось до революции хорошим тоном. Обычно обе тёти приходили к вечернему чаю и гостили часа два. Тётя Женя рассказывала о людях, которых Тала не знала. Она всегда отмечала галантные поступки какого-нибудь старика или говорила, что Пётр Александрович совсем "осоветился"- вошел в квартиру, не снимая галош, или Михаил Карлович позволил себе не проводить Марию Александровну, а просто посадил в трамвай
Все представители этого общества насчитывали немало лет. Молодыми считались дамы, не достигшие пятидесяти лет.
У тёти Жени была дочь Милочка, она была красива, любила хорошо одеваться. Тётя Женя по указаниям Милочки перешивала ей свои, в прошлом шикарные, платья. Милочка стеснялась ходить рядом с матерью, которая была одета старомодно. Милочка успела несколько раз побывать замужем.
Тётя Женя рассказывала о Милочке объективно, так, как всё было, не жалуясь, а только с некоторым удивлением.
К дяде приходило много людей, в основном, его бывших учеников, которые у него консультировались, он всегда разрешал их сомнения.
Тётя часто уходила по вечерам к своим близким подругам Лёле и Кате. Лёля была замужем за доцентом- инженером-строителем, специалистом в области акустики. Он обучал студентов этой премудрости, но в то время это было не очень актуально. Катя была не замужем, и полностью посвятила себя племянникам.
Среди друзей Виталия были самые разнообразные люди: преподаватели, студенты, автомобилисты, мотоциклисты, рабочие люди- уникальные мастера в разных отраслях техники. Виталик был радиолюбителем, строил приёмники, позже занялся телевидением. Двое самых близких давних его друзей стали друзьями Талы, но не сразу, и об этом особый разговор.
Тале хотелось, чтобы экзамены начались как можно скорее. Ей казалось, что больше усвоить она не способна.