автори

1610
 

записи

224676
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Rodion_Beryozov » Последний день моей жизни - 7

Последний день моей жизни - 7

11.01.1978
Лос-Анджелес, Калифорния, США

В половине декабря меня и профессора словесности Московского Педагогического Института, Владимира Гречишникова направили в Смоленск в автобусе, переполненном немецкими солдатами и офицерами. Все они сидели. Для нас места не оказалось и мы простояли всю дорогу. В Смоленске мы пошли в отдел пропаганды, где нам дали направление в редакцию русской газеты под немецким контролем. Ночлег нам предложил редактор газеты, одаренный писатель Константин Долгоненков. На следующий день в городской управе нам выдали соответствующие документы и устроили с квартирой в разных местах. В первую ночь на постоянном месте жительства я долго придумывал для себя псевдоним. Перебрал в памяти все праздники, названия всех планет, русских имен, цветов и деревьев и остановился на березе, превратившись в Березова.

Смоленск был разрушен на 90 процентов. Но, к счастью, уцелел древний собор, которым когда-то любовался Наполеон. Превращенный при большевиках в антирелигиозный музей, теперь он был открыт для богослужений и всегда бывал переполнен. За Днепром открылся базар. В столовой давали суп с кониной. Стали появляться комиссионные магазины, сапожные и пошивочные мастерские.

Скоро в редакцию пришел одетый в зипун молодой человек, назвавший себя Сергеем Широковым. Он отбыл шестилетнее заключение в концентрационном лагере, после чего ему было дано разрешение — поселиться в Калуге. При отступлении из Калуги он направился в Смоленск. Это был будущий известный писатель Сергей Максимов. Я подружился с ним и вскоре мы вдвоем написали пьесу «Волк», которая была поставлена в Смоленском городском театре. Во время его женитьбы на Соне Спиридоновой я был его посаженным отцом.

Редактор, видя мою старательность, назначил меня ответственным секретарем газеты. Со стороны немецкой власти контролером газеты был сотрудник «Фёлькишер Беобахтер», культурный, прекрасно говоривший по-русски, Эрнест Шюле. Он хорошо знал русскую литературу. До войны его дача под Москвой была рядом с дачей народной артистки республики — Антонины Васильевны Неждановой. Когда он сердился на работников редакции, то не удерживался от слов, звучавших странно в его устах:

— Вас здесь десять человек, но два еврея могли бы выполнять эту работу в десять раз лучше вас.

 

 

29.09.2025 в 22:41


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама