В 40-м году летом к нам приехала тётя Рита с Музой и Женей и сняла в Кузьминках дачу Бахиревых (крайний дом справа, если идти в Лунёво). Она и меня с собой взяла. Дальше было поле, засеянное льном. В то время эта деревня принадлежала колхозу, все жители работали в колхозе. Дело было в августе, стали теребить лён и мне захотелось поработать. Мне разрешили и я со всеми вместе работала. Научили теребить, вязать снопы и ставить их в бабки (шалашиком). Мне выделили полосу и я теребила. Мне даже колхозную книжку выдали и палочки-трудодни начисляли. Работала до обеда, а потом с тётей Ритой, Женей и Музой ходили на Волгу. Работа в колхозе для меня кончилась, когда лён вытеребли. Я хочу рассказать о Волге.
Я говорила, что она была узкая и фарватер расчищало какое-то плавающее средство, так называемая драга. С её помощью чистили дно. По Волге ходили небольшие пароходы, маленькие катера тащили за собой баржи, плоты. Течение реки было быстрым. А когда соорудили Рыбинское водохранилище, да соорудили шлюзы и образовали Горьковское водохранилище, Волга стала широкой, более судоходной, но течение стало медленным, вода «зацвела», стала не пригодна к питью (раньше можно было пить не кипячёную воду). Климат изменился, стало холоднее. Если раньше огурцы росли без закрытия плёнкой, то теперь это ушло в прошлое. И суда появились другие: стали ходить большегрузные баржи, сначала при помощи толкачей, потом самоходки. Пароходы 3-х палубные, 4-х палубные стали сновать туда-сюда «Москвичи», «Ракеты», «Кометы». Из Астрахани на баржах везли арбузы, помидоры. Жизнь на Волге закипела – это пока был СССР, всё изменилось, когда появились частные предприниматели. Теперь жизнь на Волге замерла. Раньше считалось, что перевозки по реке самые дешёвые. Теперь «Москвичи» доходят только до Гоманихи.
Если раньше по улицам Костромы чаще можно было увидеть лошадь с возом сена на телеге, то теперь легковые машины заполонили все улицы. В Костроме не было светофоров и народ ходил, как хотел.
Не смотря на репрессии, народ жил боязнью сказать лишнее слово, но работали танцплощадки, в центральном парке имени Ленина (кстати, сейчас там началось восстановление кремля) были аттракционы, помню, была парашютная вышка, комната, смеха, кафе-мороженое, летний театр, играл духовой оркестр. Улицы были вымощены булыжником. Асфальт появился после войны, его варили.
Проще сказать, Кострома была тихим провинциальным городом под Ивановым, потом, с 1944 года, Кострома – областной центр.