В 1904 г. в Москве, в Газетном переулке, открылся небольшой магазин "Генеральной компании патефонов и синематографов" бр. Пате. Представителем фирмы был Каммлер. B борьбе с фонографами Эдисона самая предприимчивая французская фирма бросилась на Восток в поисках новых рынков для своей продукции.
Вначале отдел "Синема" занимал в магазине незначительное место. Но вскоре наплыв покупателей заставил расширить дело, и отдел "Синема" на Тверской занял обширный бельэтаж. Увидев это, другая французская фирма "Гомон" открыла большое отделение в Петровском пассаже, назначив директором П. Тимана.
Обе фирмы быстро увеличивали свои обороты, и вскоре Пате назначил директором кинематографического отдела одного из лучших своих организаторов – Гаша, которому суждено было сыграть значительную роль в развитии русской кинематографии.
С 1904 г. стало быстро увеличиваться число кинематографов, именовавшихся иллюзионами, биоскопами и биографами.
Что представлял собою такой биограф?
Любой сарай, амбар, склад, магазин, все, что имело крышу и могло укрыть от дождя "уважаемых посетителей", – годилось под биограф. В таком "зрительном зале" отгораживалась будка для аппарата, обычно у входа в помещение или над ним; на противоположной стене прибивался полотняный экран; под экраном располагался пианист; мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давались и без мебели, это значительно увеличивало вместимость зрительного зала, следовательно, и доходы предпринимателя.
Один из таких биографов помог мне избрать жизненный путь.