автори

1591
 

записи

222804
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Anatoly_Margolius » Мои воспоминания - 93

Мои воспоминания - 93

01.06.1963
Днепропетровск (Днепр), Днепропетровская, Украина

В 1964 году Ира часто болела. Тётя Клара повела её в туберкулёзный диспансер. Там сделали рентгеновский снимок, и врач диспансера поставила диагноз: бронхооденит туберкулёзного характера. Тётя Клара добилась для Иры направления в туберкулёзный детский санаторий. Санаторий был расположен в черте города, и мы часто навещали Иру. Теперь я понимаю, что, несмотря на наши посещения, Ира там тосковала. Наверное, именно в это время у неё выработался сдержанный характер, она никогда не рассказывает о своих переживаниях. Вообще, в вопросах воспитания детей мы чрезмерно полагались на бабушек, и это было неправильно.

 

В последующие годы мы несколько раз вместе с детьми отдыхали на базах отдыха завода им. К,Либкнехта в селе Песчанка и агрегатного завода в селе Всесвятское. Эти зоны отдыха были расположены в лесу на берегу реки. Во время отдыха во Всесвятском недалеко от наших домиков начался лесной пожар. Прибежали люди из села, приехал трактор, и за несколько часов пожар удалось потушить. Мы тоже принимали в этом участие. На детей это событие произвело незабываемое впечатление. Однажды я чуть не устроил пожар дома. Каждый Новый год мы устанавливали ёлку. Для устойчивости я её привязывал к трубе отопления. Она стояла почти месяц, а в конце я решил показать детям действие хлопушки. Я направил её на ёлку и дёрнул за верёвочку. Раздался хлопок, полетели мелкие кусочки бумаги, а ёлка вспыхнула, как спичка. Я мгновенно схватил её за ствол, сильно дёрнул, оторвал крепление, выбросил ёлку в коридор, а затем затоптал пламя.

 

Пока Ире и Диме было 2-3 года они, как все дети, часто выдавали словесные «перлы». Эти высказывания я записывал в свои записные книжки. У меня собрано около 50 таких высказываний, причём указаны даты. Ира: «У волка шерсть дыбом, хвост дыбом и глаза тоже дыбом». «Папа, у тебя такой большой нос, чтобы удобно было капать капли?». «Папа, у тебя такие большие плечи, чтобы много деток могли сесть?». «Хорошо, что я много воды пью, завтра будет много мочи на анализ». Во дворе мокрая земля. Ире велят надеть шапочку. «Зачем? Разве я головой буду ходить?»

 

Дима: Я рассказал, что в тундре ездят на оленях и на собаках. «А на кошках ездят?» Цветок «гландыш». В Африке живут звери - «проходилы». На лодке гребут граблями. Когда ловят рыбу, то её хватает червяк, который прицеплен к удочке. В 5 лет Дима высказывал более зрелые мысли и вопросы. «Почему, чтобы надуть щёки, нужно закрыть рот?» «Почему у чисел есть начало – 1- и нет конца?» «Почему летом земля вертится медленно и день длинный, а зимой быстрее – и день короткий?» «Как сделать, чтобы не было войны? Ведь фашисты тоже были маленькие, нужно, чтобы, когда будут большими – были хорошими». В 5 лет Дима уже учился писать.

 

Дети очень любили по утрам лежать вместе с нами. Необходимо отметить, что наша тахта была довольно узкая: всего 140 см (теперь наша кровать шириной 180 см). Вдвоём мы помещались нормально, а вчетвером было очень тесно. Дима говорил: «Ваша тахта ещё не полная!» - и влезал между нами. (Когда я был в военных лагерях, то в палатке на каждого солдата на нарах приходилось 30 – 35 см, поворачиваться с одного бока на другой можно было только всем одновременно). Эту тахту нам преподнесли Рая и Арон в качестве свадебного подарка. Мы спали на ней около 15 лет. В то время поролон в мягкой мебели ещё не применялся, а эластичность обеспечивалась множеством пружин, расположенных под сиденьем. Через несколько лет после покупки тахты эти пружины начали высовываться из сиденья. Этому в значительной степени способствовали прыжки детей. Я принялся за ремонт, который длился год. Каждая пружина в тахте была притянута верёвкой к днищу и все пружины связаны между собой. После многочисленных прыжков верёвки оборвались, пружины выпрямились и проткнули наружную обивку. Во время ремонта мы продолжали тахтой пользоваться, так как другой подходящей мебели у нас не было. Мы лежали на тахте и чувствовали себя, как цирковой факир, который лежит на гвоздях. Но факиру было легче, так как ему не нужно ворочаться, а мы ночью поворачивались – человек не может проспать всю ночь на одном боку. Когда мы ворочались, то пружины ещё сильнее впивались в наши бока, и к тому же раздавался звон, когда пружины соприкасались. Я делал ремонт основательно: выбрал очень прочные верёвки, тщательно отрегулировал натяжение пружин, чтобы они все были на одном уровне, заменил обивку. После ремонта тахта стала лучше, чем новая.

 

Пока дети были маленькие, мы часто читали им детские книги. У нас были книги великолепных детских писателей и поэтов: Корнея Чуковского, Агнии Барто, Алексея Толстого, Джанни Родари, Сергея Михалкова, Самуила Маршака. И Ира и Дима обладают хорошей памятью, они легко запоминали не только стихи, но и прозу. У меня сохранились магнитофонные плёнки, где дети читают длинные стихотворения. Иру не так-то легко было упросить говорить в микрофон. Она не любила (и сейчас не любит) работать на публику. В этом она унаследовала мой характер.

13.03.2025 в 17:59


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама