5 июня.
Время движется страшно быстро, а жаль. Ведь приближается отъезд в Р[оссийскую] Р[еспублику]. Также не радует предстоящий приезд Л. Прощай моя свобода! Последние дни надо ею воспользоваться как следует. Сегодня надо заниматься до восьми, а потом — гулять. Нос опять побаливает. Харкаю меньше, но харкаю. Глаза побаливают.
Мудрости — хохмес:
К[оммунисты]-птицегоны, как и евр[еи] в средневековье или хр[истиане], ждут дня мировой революции, но он не приходит. Такие ожидания всегда обманывают. Обманулись евр[еи], обманулись хр[истиане], обманываются и птицегоны. На почве этого обмана начинается разложение старого учения. Одни обманутые уходят и ищут себе новой духовной пищи, другие остаются верны старому учению, точнее — его букве, оно костенеет и превращается в окаменелость. Так было с христ[ианством] и евр[ейством], так уже начинается с птицегонством.
Первый шаг — теперешняя оппозиция, точные корни которой (позиция К. Рад[ека]) — отсутствие уверенности, скорое разочарование в мир[овом] птиц[егонстве].
Борьба против оппозиции ведется в самом диком виде путем привлечения широких неразвитых шкурнических трусливых масс (Ленинский призыв), игры на темных инстинктах (ненависть к интеллигенции — «блаженны нищие духом»), выдвижения недостойных верных крикунов (Сл[епков], Р[о]з[ит]), развития карьеризма. Демагогия, шкурничество, невежество, реакционность («старая гвардия») торжествуют победу над идейным, духовным, честным, мыслящим движением. Так совершается рок истории. И характерно — все такие движения сперва ошибались в сроках. Потом совсем отказываются называть сроки.