автори

1551
 

записи

213572
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Lev_Voytolovskiy » 1914. Сентябрь - 13

1914. Сентябрь - 13

17.09.1914
Глогов Малопольский (Głogów Małopolski), Польша, Польша

    Третьи сутки гнилые ветры и ливни. Холодно. Сжигаем на топливо заборы, крыши и снопы. Приходят бабы, ревут, припадают к ногам, целуют руки, жалуются: забрали овёс, пшено, сало... Что делать? Либо гнить солдатам в грязи и околевать от голода, либо... Другого исхода нет. Двигаемся на Глогов. Пронзительный ветер воет на все голоса. Земля наполнена грязью, тоской, унынием и сотнями испуганных жителей, которые бессмысленно мечутся из Виделки в Стоберну, из Стоберны в Бабицы. . По лесам, по грязному бездорожью. Третьи сутки мы странствуем по разорённым местам, ругаемся, злобствуем, сталкиваемся с безобразными фактами, и на все наши вопросы: «Ещё далеко до Глогова?» - слышим один угрюмый ответ: «Не знаем, мы там не бываем».

    Льёт, не переставая, дождь, и мрачный Ханов скрипит пророческим тоном:

 

    - Ноне дожди - так до самых морозов лить будут.

    К вечеру добрались до одной из многочисленных Вулек и после долгих тщетных стараний разместиться в шести халупах решили двигаться дальше. Фельдфебель упрямо урезонивал Кузнецова, доказывая, что лучшего ночлега все равно не найдёшь, что солдаты устали, что лошади не кормлены и надо подождать до рассвета.

 

    - Да ты что, покойников боишься? - сердился Кузнецов. - Как бы в потёмках не примерещилось, что ли?

 

    - Впотьмах - и блоха страх, - сдержанно огрызался фельдфебель.

 

    - От блох-то мы и спасаемся. Понимаешь?

    Выступили в восьмом часу. Дорога шла вниз по трясине. По бокам тянулись леса. Не было видно ни зги, и казалось, что все мы, с лошадьми и зарядными ящиками, гремя и ругаясь, ползём в какую-то пропасть. Темнота развязала языки, и в воздухе вместе с едкой матерщиной плясали злобные, свирепые крики:

 

    - Эй ты, в рот тебе чесотка, чего стал?

 

    - Начальство дорожку выравнивает...

 

    - А!.. Жрёт-жрёт, а везти не везёт...

 

    - У-у! Задави тебя смерть! Ползёшь, как мокрая вошь... Свистят кнуты и нагайки, слышно, как тяжёлые кнутовища лупят обессилевших лошадей. Часа два длится истязание, а мы все как будто на том же месте.

 

    - Стой! Стой! - доносится из передних рядов. - Канава! Отряжают две сотни артиллеристов с топорами и пилами, и те начинают прокладывать новую дорогу в лесу. Передние повозки продвигаются на несколько шагов и застревают между деревьев.

 

    - Это они нарочно, прохвосты! - кричит Кузнецов.

 

    - Ничаго, и тут не подохнете, жирнотелы поганые, - раздаётся близко возле меня.

    И, уже никого не слушая, солдаты сурово и твёрдо вдруг решают:

 

    - Ребята, выпрягай!..

 

    - Выпрягай! Здеся и заночуем! - начальственным окриком несётся голос фельдфебеля, и в пять минут разамуничены лошади, и мы, оставив у парка караульных, забираемся в лес поглубже, чтобы укрыться от дождя. Но и тут мокро и холодно. Лошади сбились в кучу. Солдаты дремлют, прижавшись спиной друг к другу. Иные, наломав еловых ветвей, храпят на колючих иглах, как на перинах. Из кучек, где солдатам не спится, несутся недовольные вздохи:

 

    - И для ча только по болоту ныряем?

 

    - По безрассудству! - слышится сумрачная реплика.

    И только неугомонный Шкира преувеличенно громким голосом, явно рассчитанным на внимание начальства, рассказывает свои бесконечные сказки:

 

 

    - ...Подошёл этга парень к дуплу и спрашивает, каккая меня судьба ждёт-стережёт? А внутри ти-ихо, никто голоса не подаёт...

29.08.2015 в 12:03


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама