автори

1647
 

записи

230671
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Nikolay_R-Korsakov » Летопись моей музыкальной жизни - 158

Летопись моей музыкальной жизни - 158

01.10.1891
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

В течение сезона 1891/92 года[1] постановка «Млады» не состоялась. Хоры разучивались, но с прочим водили за нос. К тому же заболел Направник. Чтобы не задерживать дело, я предложил ему лично сделать корректурные репетиции с оркестром, и, с его согласия, таковых состоялось две. Декорами уверяли, что между сценами Чернобога и Клеопатры нельзя сделать чистой перемены декорации, как значилось по партитуре. Я, чувствуя утомление и неспособность более работать по сочинению «Млады», просил Глазунова сочинить интермеццо на мои темы, чтобы не прерывать музыки во время перемены декорации. Глазунов согласился и сочинил искусно интермеццо, ловко подделавшись под мою манеру[2].

Впоследствии это интермеццо, однако, не пригодилось, так как декорацию нашли возможным переменить моментально, и мое первоначальное намеренье было сохранено. Направник выздоровел, но постановка «Млады» была отложена до следующего года. Вместо того в Великом посту в концерте дирекции импер. театров было исполнено третье действие целиком под управлением Направника и особого успеха не имело[3]. Тут же шел и направниковский «Дон Жуан» —скучное, неинтересное и длинное сочинение.

Русские симфонические концерты шли своим порядком[4]. Я занимался «Псковитянкой»[5] и, сверх того, наоркестровал вновь всю вторую картину «Бориса Годунова» (Венчание на царство), что и послужило краеугольным камнем для дальнейшей моей обработки произведений Мусоргского, предпринятой мною впоследствии. В конце сезона я выполнил еще одну работу: я переделал оркестровку своего «Садко» (музыкальной картины). Этою переделкой я закончил все расчеты с моим прошлым. Таким образом ни одно из моих больших сочинений периода до «Майской ночи» не оставалось непеределанным[6].

Мое знакомство с В.В.Ястребцевым, великим почитателем моим, относится приблизительно к этому времени. Познакомившись со мною в концерте, он мало-помалу стал все чаще и чаще бывать у меня, записывая, как оказалось впоследствии, беседы со мною, высказываемые мною мысли и т. п. в форме воспоминаний[7]. Имея в библиотеке своей все мои сочинения в партитурах и собирая мои автографы, он знал на память чуть не каждую их нотку, во всяком случае каждую интересную гармонию. Время начала и окончания каждого из моих сочинений было у него тщательно записано. В обществе своих знакомых, постоянных и мимолетных, он являлся ярым пропагандистом моих сочинений и защитником моим от всякого рода критических нападений. В первые годы нашего сближения он был также ярым берлиозистом. Впоследствии это пристрастие значительно в нем ослабело и уступило место почитанию Вагнера[8].



[1] 26. Здесь на полях рукописи проставлено: «1891-92 г.»

 

[2] 27. Автограф сочиненного А.К.Глазуновым «Интермеццо» между сценами Чернобога и Клеопатры в третьем действии «Млады» хранится у Н.Н.Штейнберг.

 

[3] 28. В концертах дирекции Мариинского театра третье действие «Млады» было исполнено трижды: 2, 4 и 5 марта 1892 г.

 

[4] 29. Русские симфонические концерты состоялись 30/X1891 г. и 25/1 1892 г.

 

[5] 30. Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 22/V 1892 г.: «О себе скажу, что я довольно много поработал над „Псковитянкой“, коей партитуру почти что кончил: остались увертюра, последний хор и разные мелочи». На автографе партитуры второй картины первого действия стоит дата: «11 апреля 1892 г.»; второй картины второго действия —«26 декабря 1891 г.»; первой картины третьего —«26 декабря по 26 января 1892 г.»; второй картины того же действия до заключительного хора —«7 апреля 1892 г.»; заключительный хор имеет дату: «2 апреля 1894 г.»

 

[6] 31. В письме к С.Н.Кругликову от 22/V 1892 г. (после строк, цитированных выше, в прим. 30) Римский-Корсаков писал: «…затем я сделаю клавираусцуг [„Псковитянки“], и тогда пошлю оный при письме в петербургскую и московскую дирекции, и тогда пусть ставят, если хотят. Наоркестровал и почистил две 2-е картины „Бориса Годунова“, принялся за переоркестровку „Каменного гостя“. Все это намерен выполнить в сравнительно недалеком будущем. Сверх того, я переоркестровал „Садко“ и послал для печати Юргенсону. Словом, нового (!!!!) ужасно много сделал и сделаю» (Архив Н.А.Римского-Корсакова в РНБ).

 

[7] 32. См.: В.В.Ястребцев. Мои воспоминания о Николае Андреевиче Римском-Корсакове. СПб., 1917. Вып. 1 и 2. Эти выпуски охватывают период с 15/11 1886 г. по 27/Ш 1895 г. Рукопись «Воспоминаний» В.В.Ястребцева, включая и неизданную их часть (доведенную до дня смерти композитора), хранится в НИТИМ (архив Н.А. и А.Н.Римских-Корсаковых).

 

[8] 33. Здесь в рукописи проставлена дата написания: «Флоренция, 8 августа [1906 г.]».

 

15.12.2023 в 22:50


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2026, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама