автори

1647
 

записи

230533
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Nikolay_R-Korsakov » Летопись моей музыкальной жизни - 145

Летопись моей музыкальной жизни - 145

10.07.1887
Нелаи, Ленинградская, Россия
* * *

 

Концерты Русского музыкального общества переходили в последние годы то от Рубинштейна к приезжим дирижерам, и в том числе Гансу Бюлову, то обратно к Рубинштейну. Чувствовалось что-то шаткое и неустойчивое. В конце сезона А.Г.Рубинштейн, позвав меня однажды в свой кабинет, предлагал мне дирижирование концертами Русского музыкального общества в следующей сезоне. Я собирался обдумать это предложение, набросав даже черновую программу, но дело на том и остановилось. Рубинштейн как-то замял этот вопрос и не поднимал его в следующем сезоне; вероятно, он был недоволен моей программой или вообще затруднялся положиться на мои силы. Я, конечно, более не заговаривал с ним об этом.

На лето 1887 года[1] мы наняли дачу в Лужском уезде, в имении Никольском на берегу озера Нелай. Я усердно работал все лето над оркестровкой «Князя Игоря» и успел сделать многое. В середине лета эта работа прервалась на некоторое время: я написал «Испанское каприччио» из набросков предполагавшейся виртуозной скрипичной фантазии на испанские темы[2]. По расчетам моим, «Каприччио» должно было блестеть виртуозностью оркестрового колорита, и я, по-видимому, не ошибся. Работа над оркестровкой «Князя Игоря» шла тоже легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась.

В это лето было полное солнечное затмение, как бы нарочно совпадая с работой над «Игорем», в прологе которого изображено затмение солнца как дурное предзнаменование для выступавшего на половцев князя Игоря. В Никольском затмение это не произвело впечатления, так как небо было пасмурно, а затмение было рано утром, вскоре после восходя солнца. Наша няня Авдотья Лариономвна даже отрицала факт затмения, считая его за потемнение от хмурого облачного неба.

Наезжая от времени до времени по обязанностям службы в Петергоф, где жили летом малолетние певчие Придворной капеллы, я ночевал обыкновенно у Глазуновых, живших там же на даче. В беседах с Александром Константиновичем обдумывали и обсуждали совместно нашу работу над «Князем Игорем»[3]. В течение сезона 1887/88 года работа над «Игорем» продолжалась. К делу оркестровки присоединилась необходимость в клавираусцуге, точно согласованном с партитурой. Эту работу взяли на себя: я, Глазунов, Дютш и оба Блуменфельда. Партитура и клавир готовились к изданию, которое взял на себя М.П.Беляев. Вскоре началось печатание и корректуры.

 



[1] 2. Здесь на полях рукописи поставлена дата: «Ле-то 1887 года».

 

[2] 3. В автографе партитуры в конце помечено: «23 июля 1887 г. Никольское». К первой половине 1887 г. относится также мысль о «Малороссийской фантазии» на народные темы для оркестра. На сохранившемся в виде карандашной записи наброске различных материалов к ней имеется дата «29 января», а на фрагменте партитуры (14 страниц) — «24 июля 1887 г.» (см.: В.Л.Обрам. Малороссийская фантазия Н.А.Римского-Корсакова // «Музыкальное наследство. Римский-Корсаков». М., 1954. Т. И. С. 248).

 

[3] 4. Здесь на полях рукописи сделана пометка: «1887-88 г.»

 

15.12.2023 в 22:03


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2026, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама