Наше утро начинается в 5.00. В это время, восток как будто подкрашен пастельными красками – красно-розово-вишневыми, переходящими в темные голубые тона, где сохранились ещё одиночные меркнущие звезды. Пока ещё мрачно вырисовываются контуры деревьев, молчаливые объемнымные предметы. Но вот – один, другой, третий петушиный крик. И вот уже они сливаются в тысячи голосов, один сильней, яростней, другой басовитей, все они на разном удалении от нас, несутся, разрывая утреннюю тишину.
Откуда-то доносятся звуки рожка, мелодичные, как у нас в союзе. Это пастух отправляется со скотиной на пастбище. В моем представлении, их рожок - это самодельная трубка с отверстиями, на которой при прохождении воздуха выводятся трели. Надо попробовать самому такую смастерить.
Послышался странный голос, типа блеяния козы, но короче. И вдруг, с шумом и «козьим» криком, надо мной пролетает громадный беркут с патологически маленькой головкой, по сравнению с громадным туловищем, с горбатым клювом и неописуемо большущим размахом крыльев.
Где-то вдали послышались мелодичные удары бубна, барабана. Потом заиграл горн. Это горнист поднимает гарнизон. Просыпается тюрьма, полиция, жандармерия. Звуки горна похожи на наш пионерский горн, поэтому невольно вспомнилось детство: утренняя прохлада, лагерь, толпа загорелых ребятишек всыпает из своих палаток, и тот горн – далекий, но родной.
Проснулись голубочки - эта милая пара голубков, которые каждое утро будят нас. Они сидят наверху нашего дома, смотрят на меня с интересом, наклоняя свои головки. Интересен цвет их наряда – голубой, с дымчатым оттенком, с красивыми кистями и серенькими крылышками.
Город просыпается. Жители в большинстве уже на улицах, некоторые молятся. Много ребят с плошками - глиняными и железными - толпятся у магазинов. Женщины набирают воду из колодцев.
Проснулась жандармерия. Их казармы располагаются в стороне от поселка. Это несколько домов под блестящими на восходе крышами.
В Ати нет туалетов. Нет вообще! То тут, то там увидишь людей разного возраста и разных полов, производящих свои естественные отправления где попало, не стесняясь посторонних взглядов. Некоторые проводят гигиенические процедуры из чайника, больше женщины. Вот французы собирают свои машины в одних трусах. Их загорелые тела выделяются среди чернокожих африканцев. Это биологи опять собираются в саванну на работу.
Очень хочется, чтобы тело обдуло утренней прохладой. Сажусь в машину. Несколько минут быстрой езды, и ветерок освежает грудь, лицо, руки. Остаётся позади наш городок Ати, аэродром, посадочная полоса. Почва саванны сухая, плотная, только местами разрыта большими кротами. Еду по лесу - масса куропаток, цесарок, тетерок - сереньких, с красными пятнышками, с красивыми глазками и пушочком на маленькой головке. Подпускают не ближе, чем на 15 метров, затем бегут в сторону. Вот стая голубей. Вот газель. Остановилась и настороженно смотрит на меня. Прелесть. Как все таинственно девственно! Впрочем, время идет. Я не делал ещё зарядки. Надо собираться на работу. Домой!
Днём дома летают огромные мухи, чёрного цвета, размером со спичечный коробок, толстые, как будто двойные. Эти мухи, при прикосновении с кожей человека, вызывают ожог. Мы их шугаем чем попало - тряпками, полотенцем, сандалетами и так далее.
По метеосводке - вся прошедшая неделя была душноватой. В среднем, в 7 часов утра - 25 градусов. В 10 часов - 37,5 градусов. В 13 часов - 41 градус. В 16.00 дня - 42.5 градуса. А в 21 час - 37.1 градуса. Описать наше состояние можно так: мы почти голые, с ручьями стекающими пота. Из-за постоянного перегрева, организм испытывает серьёзные перегрузки. Если чуть-чуть выпил лишку воды, перебрал или не добрал соли - уже дискомфорт. Уже ухудшение состояния здоровья. А нам это совершенно ни к чему.
Чад сейчас мы ассоциируем: 1) в климатическом отношении: солнце + ветер + песок; 2) в географическом: центр Африки + те же данные; 3) в экономическом: нет никакой экономики, есть частично хлопководство + скотоводство + птицеводство; 4) в культурно-эстетической сфере – есть свои традиции, свои праздники, но население, в большей своей части, малообразовано или не образовано вообще, быт примитивен, все интересы сводятся к обеспечению жизненно-важных потребностей; 5) в санитарно- эпидемилогическом – отсутствие всяких знаний в этих вопросах; 6) по поведенческим характеристикам: народ добрый, приветливый, нет себялюбия, самолюбия, обид, если начал делать хорошее, так и продолжай, а если начал плохое - немедленно исправляйся.