Река времени 27. Второй курс. Парады и караулы
Осенью 1962 года наше училище участвовало в параде на Красной площади в Москве в честь 45 годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, которые наши нынешние СМИ уничижительно именуют Октябрьским переворотом. Помнится, уже в конце сентября туда убыло два батальона парадного расчета для подготовки к параду.
Но наш курс в Москву не поехал, чему я был вполне доволен, так как в сентябре чувства к моей девушке, подкрепленная летней разлукой, была в самом разгаре. Отъезд в Москву стольких курсантов сразу вызвал сокращение числа увольнений в город в связи с увеличение количества нарядов для остальных.
Кроме того, парадные хлопоты достали и нас. С начала октября наш класс впервые принял участие в подготовке к ноябрьскому параду в Ленинграде. Все следующие годы, вплоть до выпуска, я участвовал во всех парадах на Дворцовой площади. 4 раза на 7 ноября, два раза в первомайских и два раза в парадах по случаю дня победы. В том числе в последнем первомайском 1964 года, и 9 мая 1965 года, в первом параде, перенесенном в двадцатилетний юбилей, на День Победы.
Во время подготовки в параду утренняя физзарядка и приборка для участников парадного расчета, на целый месяц, заменялась строевыми занятиями. Минимум три раза в неделю парадный расчет, подъем для которого объявлялся в шесть, то есть на час раньше, получал автоматы и строился с оружием на Парадном дворе. Затем под барабанный бой, а иногда и оркестр, следовал для тренировки на Дворцовую площадь.
Парадный расчет состоял из двух батальонов. Каждый батальон это колонна из 10 шеренг по 10 бойцов в каждой шеренге. Я всегда ходил во втором батальоне десятым в первой шеренге. Изнурительные тренировки, продолжались ровно месяц.
Первую половину месяца ходили отдельными шеренгами, добиваясь при прохождении идеального равнения, правильного подъема ноги, высокого положения подбородка и поворота головы. Наш ротный командир, капитан 3 ранга Беспяткин, так объяснял нам положение головы при прохождении: «Считайте, что ваше лицо прожектор, и в движении вы должны осветить все скульптуры на крыше Зимнего дворца!»
Самой грубой ошибкой считалось сгибание поднимаемой ноги. Этого, так называемого «прусского шага», с высоким подъёмом ноги и плотной постановкой на всю ступню, было труднее всего добиться. Достаточно сложно и сохранять равнение в шеренге из 10 человек. Здесь главное правило, при движении постоянно, боковым зрением видеть грудь четвертого человека.
Для «красивого» прохождения нет мелочей. И разворот груди, и положение рук на автомате, и, конечно, осанка - всё имеет значение. А методика тренировки вполне сопоставима, как мне кажется, с балетной подготовкой. И в том и в другом случае, естественное передвижение пытаются заменить чередой неестественных, но, признанных красивыми, движений.
Вторая половина месяца уходила на отработку перемещения в составе колонны, которая должна быть идеально квадратной, такой, чтобы при наблюдении и из любого положения, курсанты должны видеться на прямой линии.
Тренировки завершались ночной генеральной репетицией, когда весь парад проигрывался, от начала до конца, включая отработку приветствия и прохождение военной техники.
Заканчивалась такая репетиция утром, и её участникам разрешали спать до обеда.
В те дни, когда тренировок парадного расчёта не было, мы жили по обычному распорядку дня, с подъемом в семь часов, утренней зарядкой, приборкой и увеличившимся количеством нарядов, в связи с убытием в Москву парадного расчёта.