23 сентября
Всероссийское Правительство возродилось. Правда, многое осталось неясным. Конституция Директории: вопрос о её председателе, о порядке голосования и принятия решений, о совместительстве с исполнительными функциями, о порядке организации Совета министров — всё осталось неразработанным, предоставленным «мудрости» самого Правительства. Но всё же соглашение было достигнуто, русские люди проявили, наконец, способность примирять противоположные интересы и стремления, и день 23 сентября был политическим праздником возрождения России.
В 11 часов ночи открылось Государственное Совещание для выслушивания результатов работ согласительной комиссии.
Приведу опять полностью телеграфную информацию об этом знаменательном дне.
«Публика с нетерпением ожидает в кулуарах, быстро заполняет все свободные места. Председательствует Авксентьев. После выслушивания журнала предыдущего заседания и поступивших на имя Совещания телеграмм от французских и английских дипломатических представителей, а также русских послов в Риме и Пекине на трибуну всходит докладчик комиссии по организации всероссийской власти Кругликов. Зал мгновенно замирает. В ясной, определённой форме он излагает выводы, к которым пришла комиссия при определении взаимоотношений центрального и областных правительств и персонального состава правительства, заместителей и членов. В последнем суждении комиссии объединены акты об образовании верховной всероссийской власти, которые докладчик предлагает Совещанию утвердить. Согласно акту, вся полнота всероссийской власти вверяется правительству в числе 5 лиц: Авксентьева, Болдырева, Вологодского, Астрова и Чайковского, которое руководствуется в своей деятельности положениями, принятыми Государственным Совещанием, до созыва Учредительного Собрания. Персональными заместителями являются: Авксентьева — Аргунов, Болдырева — Алексеев, Вологодского — Сапожников, Астрова — Виноградов, Чайковского — Зензинов. Члены Всероссийского Правительства, приступая к исполнению обязанностей, дают торжественное обещание хранить верность народу и государству Российскому, выполнять обязанности в согласии с актом об образовании верховной власти. Заменивший Авксентьева на председательском кресле Роговский обращается к членам Совещания с вопросом, не имеется ли замечаний. Таковых не оказывается. Акт утверждается единогласно, после чего Роговский просит членов Правительства и их заместителей занять почётные места. Один за другим, сопровождаемые громом аплодисментов, выходят избранники на эстраду и подписывают текст торжественного обещания.
От имени Государственного Совещания новое Правительство приветствует Знаменский. «Перед Совещанием встала громадная задача создать правительство не одного класса, не одной партии, но всей страны, путём взаимных уступок. Оно образовано возродить единую, сильную демократическую Россию. Трудны его обязанности, но пусть оно будет спокойно: оно не одно — все партии и группы, участвовавшие в Совещании, и каждый из нас поддержат его».
На трибуне появляется представитель чешского Национального Совета Павлу. Весь зал встаёт и рукоплещет. «От имени чехословацкого Национального Совета, чехословацкого народа, чехословацких войск и союзных с ними войск Польши, Румынии и юго-славян приветствую новое Всероссийское Временное Правительство, залог единой великой свободной демократической России — той великой России, которая будет опорой свободы и нашей и вашей. Мы ясно сознаём, что наша и ваша судьба общая, мы и вы боролись за свободу, мы боремся теперь за единую свободную Россию, ибо без единой свободной России не будет единой великой Чехии, Румынии, Польши и Югославии».
По поручению правительства отвечает Авксентьев. «Мы никогда не сомневались, что мы не одни в борьбе с захватившей русские области Германией и большевиками. От имени Правительства позвольте мне благодарить вас и выразить надежду, что Россия скоро опять встанет в ряды держав, которые борются с германским деспотизмом». Далее оратор обращается к членам Государственного Совещания, благодарит их за приветствия. В том, что правительство будет не одно — для него великая поддержка в его трудных обязанностях. Правительство будет твёрдо до конца оставаться на своём посту, будет охранять права, требовать выполнения обязанностей; оно не забудет, что речь идёт о спасении России, благе народном (долгие, несмолкаемые аплодисменты). Председательствующий просит представителей правительств, партий и групп подписаться под актом.
Зал пустеет медленно. Несмотря на глубокую ночь, публика не расходится и обсуждает события великого дня. Всюду радостные, оживлённые лица».
Я был в это время на противоположном конце Сибири, но я верил и верю искренности этой телеграммы. Подъём действительно был, и если бы Омск был свидетелем этого подъёма, если бы Правительство было избрано там, где ему пришлось действовать — рука заговорщиков не так легко поднялась бы.
Одновременно с избранием Директории генерал Болдырев был провозглашён Верховным Главнокомандующим всех вооружённых сил, борющихся с большевиками.