Разгон Думы
Тем временем большевики объявили Думу распущенной.
«На основании постановления Центрального комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов всей Сибири, Западносибирского областного комитета, Томского губернского комитета Совета рабочих и солдатских депутатов, Западносибирского и Акмолинского комитета Совета крестьянских депутатов и ряда постановлений местных совдепов президиум совета рабочих и солдатских депутатов объявляет временно Сибирскую Областную Думу распущенной, членов временного Сибирского Областного Совета подлежащими аресту и преданию суду революционного трибунала по обвинению их в организации власти, враждебной рабочим и крестьянским советам. Все местные советы должны немедленно принять меры к задержке следующих лиц: Александра Ефимовича Новоселова, Дмитрия Григорьевича Сулима, Александра Александровича Сотникова, Юсуфа Раадовича Саиева, Евгения Васильевича Захарова, Сергея Андреевича Кудрявцева и Ивана Степановича Юдина. Все члены Областной Думы в случае неподчинения постановлению о роспуске объявляются врагами народа и предаются суду революционного трибунала. Президиум Исполнительного Комитета Томского Совета. 26 января 1918 г. Томск».
Оставалось разъехаться и готовиться к борьбе. 27 января Дербером была составлена по поручению Думы декларация.
Декларация Сибирской Думы
Декларация начинается словами возмущения против большевиков.
«Надежда всех областей и народностей, составляющих великую революционную Россию, — Всенародное Учредительное Собрание — преступно разогнано большевиками и так называемыми «левыми эсерами».
То, что составляло мечту и цель многих революционных поколений в тяжёлой борьбе с царизмом; то, что являлось единственным якорем спасения великой революции; то истинное полное народоправство, которое только и могло закрепить и углубить завоевания революции, — разбито и предано большевиками.
Совет народных комиссаров, посягнувший на власть Учредительного Собрания, является врагом народа. Изменниками революции являются большевики, противопоставляющие Учредительному Собранию Советы крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Учредительное Собрание, призванное учреждать основные законы хозяйственной, общественной и политической жизни всей страны, — отнюдь не против советов как классовых организаций; наоборот, в своём законодательном творчестве оно опирается на советы, как и на все трудовые демократические организации страны».
Дума заигрывает, таким образом, с советами рабочих депутатов, не решаясь покончить с ними.
Дальше устанавливаются программные положения:
«1. Все силы и средства Дума отдаёт для защиты и скорейшего возобновления работ Всероссийского Учредительного Собрания, признавшего законом о федеративном устройстве Российской демократической республики автономию Сибири и других частей государства.
2. До созыва Всесибирского Учредительного Собрания вся полнота власти в пределах Сибири принадлежит временной Сибирской Областной Думе.
3. Дума примет все меры к незамедлительному созыву Сибирского Учредительного Собрания, которое явится опорой Всероссийского Учредительного Собрания и будет строителем новой жизни трудящихся классов и народов Сибири.
4. Дума выражает свой решительный протест против сепаратного мира, и в случае заключения его большевиками она ни в какой мере ни моральной, ни материальной ответственности за этот преступный шаг на себя не принимает.
5. До заключения мира Дума считает необходимым принять безотлагательно меры:
а) к планомерному отозванию с фронта и ближайшего тыла уставших солдат-сибиряков на родину;
б) к роспуску гарнизонов, находящихся на территории Сибири, и
в) к созданию добровольческой сибирской армии, имеющей целью защиту Всероссийского Учредительного Собрания, автономной Сибири и Сибирского Учредительного Собрания.
6. Народы, живущие на своей территории, в разное время присоединённые к Российскому государству, решают свободно выраженным волеизъявлением, путём конгрессов и референдума, отделяются ли они от Российской федеративной республики и образуют самостоятельные государства или входят как автономно-федеративные единицы в состав Российской республики.
7. В области земельных отношений Дума считает необходимым провести в жизнь принятый Всероссийским Учредительным Собранием закон о безвыкупном переходе всех помещичьих земель , а также всех частновладельческих, казённых и других, с водами, лесами и недрами, в общенародное достояние , устанавливающий незыблемое право всякого трудящегося на землю. В пределах и на основании основного закона о земле Сибирское Учредительное Собрание издает закон о земле в Сибири, учитывающий климатические, этнографические, естественно-исторические и культурно-хозяйственные условия последней.
8. В области добывающей и обрабатывающей промышленности — начало национализации копей, рудников и т. д. и организацию общественного контроля и регулировки».
Вот главные положения декларации Сибирской Областной Думы.
Её заключительные слова таковы:
«С верою в народно-трудовые силы, с сознанием великой ответственности, с беззаветным стремлением спасти погибающую Сибирь Дума вступает на путь верховной законодательной власти в свободной отныне автономной Сибирской республике ».
Из декларации этой видно, что Сибирская Областная Дума построила свою программу на черновских принципах.
Переход земель без выкупа в народное достояние (смысл этого трафаретного положения в Сибири всегда останется непонятным, если не смотреть на декларацию как на выступление демагогическое), национализация добывающей и обрабатывающей промышленности (без обозначения каких-либо пределов её), сохранение советских организаций, объявление Сибири автономной республикой (по принципу федерации) и в то же время предрешение подчинённости Сибирского Учредительного Собрания верховной власти Всероссийского — всё это была не реальная программа, а только политическая игра в соперничество с большевиками. Как только Сибирское Правительство приступило к практическому осуществлению власти, оно должно было отойти от всех этих программных положений.