автори

1434
 

записи

195202
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Aleksandr_Bublikov » Русская революция - 7

Русская революция - 7

27.02.1917
Петроград (С.Петербург), Ленинградская, Россия

 Толпа стала постепенно приводить представителей старого режима[1]. Примыкавший к заседанию Думы "министерский" павильон, в котором раньше члены правительства собирались перед выступлениями в Думе, был превращен в арестное помещение.

 Одним из первых был приведен председатель Государственного совета, бывший министр юстиции, всесветно прославившийся по делу Бейлиса[2] И. Г. Щегловитов.

 Я тут же заметил, что половина сделана: из правительства вынуты мозги. Это был, несомненно, не только вреднейший, но умнейший из советников Николая.

 Председатель Государственной думы Родзянко хотел было взять его под свое покровительство, но Керенский, в это время с каждым часом все более и более становившийся кумиром толпы, отстранил председателя. Произошла патетическая сцена, когда присяжный поверенный, только что собиравшийся идти под суд того же Щегловитова за последнюю свою думскую речь, арестовывал именем народа бывшего генерал-прокурора.

 Старое правительство еще продолжало собираться, хотя глава его, ничтожнейший князь Голицын, уже подал со страху в отставку[3]. О его душенастроении можно судить по одной маленькой подробности, которую добродушно передавал один из этих бывших министров: "Когда мы заседали на последнем заседании Совета министров, то вдруг потухло электричество. Что тут за шум и гам пошел, что тут вообще произошло, я ясно себе не представляю. Но зато когда электричество вновь зажглось, то я вполне ясно усмотрел себя сидящим под столом вместе с другими министрами".

 Разумеется, не с таким настроением бороться с революцией -- и бывшие господа министры начали разбегаться. Министр юстиции Добровольский сел в бест в итальянское посольство. Впоследствии он сам сдался и был отправлен в Петропавловскую крепость, где сидит по настоящее время. За этим господином числятся дела чисто уголовного характера -- и ему не избежать каторги при любом режиме. Министр внутренних дел Протопопов спрятался было у весьма популярного в Петербурге знахаря Бадмаева[4], но потом сам приехал в Думу и сдался Керенскому, которого он, к всеобщему смеху, приветствовал при этом титулом Ваше Высокопревосходительство. Протопопов тоже в Петропавловке и умирает от прогрессивного паралича. Министр земледелия Риттих[5] спрятался так, что до сих пор о нем нет никаких сведений. Министры иностранных дел Покровский[6] и путей сообщения Войновский-Кригер[7] не были даже и арестованы. Последнего я только задержал на несколько дней в его же собственном кабинете в министерстве, чтобы охранить его от возможных эксцессов со стороны толпы. Покровский -- авторитетный финансист и настолько уважаемый человек, что поговаривали даже о возможности включения его в коалиционный кабинет в качестве министра финансов. Теперь он избран председателем правления Сибирского банка. Министр путей сообщения Кригер-Войновский вернулся в частное железнодорожное дело и состоит председателем правления богатейшей железной дороги на юге России -- Владикавказской. Министр торговли сперва спрятался, а затем объявился в роли приказчика у известного и в Америке норвежско-русского пароходчика Ионаса Лида. Это такое ничтожество, что его даже арестовать не хотели.



[1] 25 В ходе Февральской революции 27 февраля 1917 года Совет министров фактически прекратил свою работу и прежде всего благодаря распоряжениям и враждебным действиям Временного комитета Государственной думы (ВКГД). Власть и полномочия перешли к образованному по соглашению ВКГД и Петросовета Временному правительству (см.: Высшие и центральные государственные учреждения России: 1801-1917. Т. 1. Высшие государственные учреждения. С. 196-198).

[2] 26 Бейлис Менахем-Мендель Тевьевич (1873-1934), мещанин города Василькова Киевской губернии, иудейского вероисповедания, приказчик кирпичного завода Зайцева в Киеве. 3 августа 1911 года арестован по обвинению в ритуальном убийстве 13-летнего мальчика Андрея Ющинского. Дело слушалось в Киевском окружном суде с 25 сентября по 28 октября 1913 года. Процесс по делу Бейлиса вызвал поляризацию политических сил и общественного сознания в России. После оправдания судом присяжных Бейлис эмигрировал с семьей в Палестину.

[3] 27 Автор воспоминаний искажает события, так как глава царского правительства князь Н. Д. Голицын (1850-1925) вместе с другими министрами 27 февраля был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В апреле 1917 года он был освобожден под обязательство не участвовать в политической деятельности.

[4] 28 Бадмаев Петр Александрович (до принятия крещения -- Жамсараин) (1849-1920), крестник императора Александра III при принятии православия. Медик, занимался врачебной практикой тибетской медицины в Петербурге, где имел клинику. Был приглашен в императорскую семью для лечения гемофилии цесаревича Алексея. Одно время был близок к Г. Е. Распутину. После Февральской революции по постановлению Временного правительства высылался за границу. В середине ноября 1917 года вернулся в Петроград. Неоднократно подвергался арестам чекистов. Автор мемуаров "За кулисами царизма" (1925, 2001).

[5] 29 Риттих Александр Александрович (1868-1930), управляющий Министерством земледелия (с 29 ноября 1916), министр земледелия (12 января -- 28 февраля 1917). По должности руководителя Министерства земледелия -- председатель Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу.

[6] 30 Покровский Николай Николаевич (1865-1930), министр иностранных дел (30 ноября 1916 -- 27 февраля 1917).

[7] 31 Войновский-Кригер Эдуард Брониславович (1862-1933), инженер путей сообщения. С 1909 года управляющий Владикавказской железной дорогой; с 15 апреля 1916 года товарищ министра путей сообщения и с 28 декабря 1916 года последний в царском правительстве министр путей сообщения. Участник Белого движения.

18.03.2023 в 20:08


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама