автори

1427
 

записи

194062
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Galina_Glyok » Мама - 3

Мама - 3

01.06.1982
Новокузнецк, Кемеровская, Россия

Фото: наша семья и первый внук. Новокузнецк. 1974

 

 

Периодически мама была вынуждена лечиться на курортах, радикулит у нее был такой, что несколько раз она падала на улице, спина просто «отстёгивалась». Мама рассказывала: «Я не знаю, что обо мне думали люди, первую неделю после приезда я спала: очнусь и снова погружусь в сон. Когда выползу на улицу на скамеечку, все уже перезнакомятся, разберутся по парам, натанцуются и накатаются по экскурсиям».

 

Мама считала, что заболевание её позвоночника могло быть вызвано тем, что её – молодую девушку – однажды заставили на спине донести до дома от магазина, где работал дедуля, неучтённую (или проще сказать, ворованную) флягу спирта. У неё часто бывали прострелы, но она не могла позволить себе полежать с такой семьёй.

 

В 1977 году мама летом лежала в больнице. После утренних процедур она доставала из тумбочки платье, благо тогда уже появились немнущиеся ткани, приходила домой, готовила обед, а заодно, и ужин и очень обижалась, если на следующий день что-то было не съедено.

Ситуацию спасало то, что Оля случайно познакомилась с двумя московскими студентами, которые проходили практику на молочном заводе. Им задержали стипендию, но потреблять продукцию завода, они не могли, в том числе и потому, что видели, как её производят. Оля каждый день приводила их домой, и у мамы обид на нас не было.

 

Из маминого письма: «Я родилась и до шести лет росла в верховьях Томи – реки с берегами из гладких, белых камней. Помню её разливы с плывущими домами и петухами на крышах, помню, как в мелководье вилкой ловила для кошки широколобок».

В школе мама с другими детьми собирала грибы в обмен на ручки и тетради. Она хорошо знала травы; считала, что имеет здоровые зубы оттого, что с весны до осени детьми тащили в рот разные дары природы: медуницу, пучки, гусинки, луковицы саранок.

 

Родилась мама 6 августа 1928 года в Гурьевске. Бабуся не работала, но всегда было большое хозяйство. Мама была старшей в семье, поэтому у неё было много обязанностей и ответственность за младших – Володю и Валю. Даже уже взрослой девушкой ей вечно за всё доставалось от бабуси. Пройдя такую школу, она дала себе слово своих детей не трогать и пальцем.

 

Поскольку к бабусе с дедулей всегда кто-нибудь заходил с нуждой или просто так, в доме всегда была водка или самогон, которые мама ненавидела. Бабуся и дедуля были из тех людей, которые немного выпив, больше крутятся в работе, однако, такой образ жизни оказался губительным для их двоих детей.

Однажды, протестуя против чего-то, бабуся, не сказав никому ни слова, ушла из дома на целый день. Получилось, что был наказан не дедуля, а мама, так как все заботы по дому легли на неё – подростка.

 

Этот опыт мама однажды повторила, протестуя против папиных зачастивших гостей, только ушла к кому-то, забрав с собой Олю, а я была в деревне.

Папа компании не любил, пить вообще не мог, думаю, просто был кому-то обязан и приглашал домой угостить ужином, и мама, устав воздействовать на папу словом, хлопоты по приёму гостей оставила на него. После этого случая круг друзей сузился.

 

Вообще, из близких друзей у родителей были Коноваловы и Збарацкие, обе пары из маминой юности и в Новокузнецке они встретились случайно. Збарацкие уехали на Украину, а с Коноваловыми они встречались регулярно, пели за столом. Мама не любила ходить с папой «в гости», после выпивки от него нельзя было дождаться, как она говорила, «ни песен, ни басен»; его организм не переносил алкоголь, его тянуло домой, в сон, в свою кроваточку. Если доза была чуть больше, папа всю ночь хлопал холодильником, спасаясь молоком от алкогольного отравления.

 

Думаю, что мамино экологически чистое детство дало ей возможность прожить 69 лет, хотя это очень мало, бабуся прожила 75, а её здоровье было подточено сильнее. Плохая экология – не пустые слова, мы все жили рядом с металлургическим заводом, мы потребляли отходы его производства. Рак не появляется мгновенно, он имеет историю; сейчас, идя той же дорогой, что и мама, я это очень хорошо понимаю.

 

Сейчас я понимаю, почему последние годы мама убегала без завтрака на работу. Дело в том, что дорога лежала через вокзальный виадук, и её сердце не справлялось с двойной нагрузкой по перевариванию пищи и поднятием тела на большую высоту.

Я особенно понимаю сейчас строчки ее письма из Ташкента: «До обеда прокручусь, и «бабушка готова»». Всё остальное, - стрессы эмиграции, падение с велосипеда – легло на подготовленную почву. В литературе пишут, «даже самой маленькой опухоли для развития нужно минимум шесть лет».

 

Наша мама была внутренне сильным человеком, её многое держало в жизни, всё для неё было важно. Даже за две недели до своего ухода из жизни, уже на больших дозах наркотиков, она не забывала делать нам комплименты, похвалить букетик, поинтересоваться, что происходит в семье. Наша мама была способна на возвышенные чувства, она например, плакала, когда умер Сталин.

Она, вообще, была ко всему неравнодушным человеком. Папа иногда называл её «Вашингтон» за слишком активное участие во всех делах семьи, но именно это качество позволило ей однажды избавить чужого мальчишку от неприятностей.

В окно на Школьной она увидела, как мальчик пытается вырваться из рук тащившего его какого-то мужика. Мама выскочила на улицу, выдернула плачущего мальчишку и проводила домой. Оказалось, не зря, потом мама этого мальчика принесла нашей маме духи в благодарность. У меня немного таких знакомых, да я бы и сама не выскочила на улицу, - мало ли кто кого куда тащит.

 

Мама относилась ко всему слишком серьёзно; большие потери, горе она переживать не умела. На курортах, делая назначения, врачи говорили маме, что у неё хорошая сердечная мышца, однако, после смерти бабуси у мамы часто болело сердце.

Она сказала, что не хотела бы, чтобы мы пережили её уход из жизни также тяжело, как она пережила уход своей матери.

 

Энергию, оптимизм на жизнь она получала от своего Саночки. Многие ситуации, даже такие, как потеря денег за проданный дом от гиперинфляции, спасало папино легкое отношение к жизни.

Когда умер папа, мама сказала: «Мне бы хватило пожить еще года три», столько она и прожила. Умирала мама мучительно и долго от рака костей в клинике города Брауншвайг.

 

У мамы был хороший слух, она неплохо пела высоким голосом; за столом любила петь, особенно «Я люблю тебя, жизнь», знала много песен. В техникуме мама была участницей ансамбля гитаристов, о чём свидетельствует и фотография, но гитары в доме не было, и я никогда не видела, чтобы она её брала в руки.

 

Мама всё отдавала нам, не только материальное. Каждая из нас могла бы найти, в чём себя упрекнуть за отнятое у мамы здоровье, но не зря же говорят французы: «Если бы молодость знала, если бы старость могла».

Она научила нас любить своих детей, и наши дети очень любили свою бабушку. В семье знают анекдот: маленький Юрик однажды расчувствовался и сказал мне, что когда вырастет, то женится на мне. Я объяснила, что когда он вырастет, то полюбит кого-нибудь

больше, чем меня. У него на лице появилось мечтательное выражение: «Да, я женюсь на бабе Нине!».

Алюша в школе писала о ней сочинение на тему: «Человек, на которого хочется быть похожим». Есть чем вспомнить свою бабушку и Кате с Андреем.

17.03.2023 в 21:55


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама