автори

1427
 

записи

194041
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Efim_Rozenberg » Кто не работает, тот не ест - 7

Кто не работает, тот не ест - 7

10.06.1943
Джидакапа, Узбекистан, Узбекистан

 Я возмужал, окреп, регулярно посещал 6-ой класс школы и в апреле 1943 года отметил свое четырнадцатилетие.

 Этим же летом моя «деятельность» по незаконному проникновению в сады и огороды и изыманию овощей и фруктов стала легальной и законной: я стал работать в местном пункте «Заготплодовощ». Эта организация была звеном государственного налогового органа, осуществлявшего взимание у сельского населения налога в виде овощей и фруктов, в которых «нуждался фронт и городское население, и, главное, рабочий класс». Эти же потребители нуждались в молоке, мясе, яйцах и прочих продуктах, которые «добровольно» должны были сдавать крестьяне во все времена.

 Наша работа происходила весьма просто: группа эвакуированных подростков (местные пацаны этим «грязным» делом не занимались) под руководством здоровенного бригадира (почему-то считавшегося невоеннообязанным), двигалась по улицам кишлака с телегой, запряженной ослом, и безбоязненно (мы же находились «под защитой государства!») обчищала сады, доставляя на «базу» ящики с фруктами. Ошарашенные хозяева получали на руки никчемный клочок бумаги с отметкой «фруктовый налог сдан». Никто фрукты не взвешивал и не учитывал, после «сбора» они вывозились куда-то городским транспортом.

 Этой «деятельностью» я занимался все летние каникулы. Понятно, что свою «семью» я обеспечивал фруктами вдоволь и без риска попасться на воровстве. Стоит упомянуть, что до нашего приезда (имеются ввиду эвакуированные, а также репрессированные- крымские татары, осетины и прочие "изменники родины") воровства в здешних местах не было, дома не запирались, сады не охранялись, милиция имелась только в районном центре.

 

 Летом 1943 года кроме своей основной трудовой деятельности я продолжал заниматься рыбалкой, благодаря которой у нас появились наличные деньги от продажи рыбы и риса (после уборки с личного участка).

 Такими мелкими продажами я занимался в Намангане на рынке, куда периодически ходил пешком, преодолевая расстояние в 10-12 км., мне было четырнадцать лет и такие переходы не представляли труда. Теперь мы могли купить обувь, одежду, «городской» хлеб.

 Будучи в городе, я посещал читальный зал, где проводил несколько часов, читая книги и журналы, чего в кишлаке был лишен.

 Не могу не отметить, что в том 1943 году обстановка на фронтах войны (Сталинград, Курск и др. победы Красной Армии) рождала оптимизм и реальные надежды на близкий конец войны и возвращение домой. До этого было еще ох как далеко, но вера в то, что это произойдет окрепла и с этой верой стало легче жить.

 Я подружился с соседом - взрослым парнем, физически сильным и крупным, почему-то освобожденным от призыва в армию (какая-то болезнь у него все же была), до войны он работал где-то на Волге спасателем и был профессиональным спортсменом-пловцом. Он обучил меня хорошо плавать и к концу лета я уже самостоятельно переплывал широкую и бурную в нашей предгорной местности реку - Сыр Дарью.

 В свободное время мы с Женькой часами бродили по окрестностям, обнаруживая новые водоемы, озера, ручьи, заросли кустов и камышей, где разгуливали диковинные птицы - куропатки и даже фазаны, и нам казалось, что мы первооткрыватели мест, где еще не ступала нога человека.

 Тяжелое время было тогда, но интерес к окружающему миру и естественный детский оптимизм брали свое. И сегодня, с высоты своих лет я, не претендуя на оригинальность, откровенно скажу- счастливое было время, а будущее. . . о нем мы не думали.

07.03.2023 в 20:52


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама