автори

1427
 

записи

194062
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Dmitry_Ermakovsky » Дорога к океану - 2

Дорога к океану - 2

01.01.1909
Погорельское, Красноярский край, Россия

 На станке Погорельском с большим трудом за плату и вино Левин заготовил оленей и ждал обоз. Обеспокоенный долгим отсутствием отряда, он оставил приготовленных оленей и примчал к нам навстречу порадовать, что к от'езду все готово.

 Спокойно в'езжали мы в Погорельское, но каково было наше удивление, когда ни жителей ни оленей там не было и в помине.

 Оказавшись в безвыходном положении, измученные долгой дорогой, мы теряли самообладание. Пошли пререкания и ропот друг на друга, росла ни на чем не основанная злоба на штаб, во главе коего был Дронов. Бесконечная поездка в тяжелых природных условиях северного края, с постоянной боязнью быть накрытыми, расшатала нервы всех до того, что ропот едва не перешел в вооруженное столкновение друг с другом. Собрались в одну избушку. Левин и Дронов выступили с призывом не вносить в отряд дезорганизации, быть попрежнему стойкими и мужественно бороться, если будет нужно, до победного конца, помня, что из создавшегося положения никто не выведет, если не выйдем сами своими усилиями.

 В Погорельском простояли около суток. Олени отдохнули. На них приходилось отправляться дальше. Перед от'ездом соорудили закуску. Было это в доме крестьянина Тукуреева. Дорого стоила нам злополучная закуска.

 Растапливая печь, чтобы разогреть продукты, кто-то случайно бросил горящую спичку на банку с керосином, стоявшую около печи, недалеко от входной двери. Загорелась банка. Пламенем быстро охватило дверь. Тушить было нечем, так как чай и все остальное за отсутствием воды приготовляется там из льда.

 Товарищи в панике вышибали прикладами винтовок окна и выскакивали на улицу. Один неосторожно ударил раму ружейным затвором. Раздался выстрел. Под пулю подвернулся бывший в избушке Левин, пуля попала ему в грудь. Вытащили его через окно на улицу. Тушить горевшее помещение не было времени, нужно было спасать раненого. Врач, ехавший с больным Судариковым, находился в это время в нескольких верстах впереди обоза.

 Пока на нартах догоняли его и привезли с нужными медикаментами, Левин потерял сознание, истекая кровью. Врачом была сделана перевязка, но часов шесть спустя Левин скончался, не приходя в сознание. Его поместили в балок с раненым и привезли в Хонтайское.

 Сделали гроб, вырыли сами на кладбище могилу и там похоронили. На дереве, раскинувшемся шатром над могилой, сделали надпись:

 "Здесь похоронен Левин (имя и отчество запамятовал), участник вооруженного побега ссыльных из Туруханска. Январь, 1909 год".

 Пропели на могиле всем отрядом: "Вы жертвою пали" и "Нам с тобою одна лишь дорога". Дали салют и оставили глубоко преданного нам товарища, павшего жертвою роковой случайности в глухом безвестном крае.

 Товарища Левина все любили. Его смерть была для нас большой утратой. Это отразилось на настроении отряда.

 Дронов последние дни часто заглядывал в географическую карту, делал пометки карандашом. Его тревожило начинающееся разложение в отряде. Громко звучали на собрании его просьбы не падать духом, не умирать прежде времени и т. д., но от красивых слов легче не было. Наоборот, каждый следующий день нес все новые и новые мучения. На Енисее несколько раз захватывал нас буран и снежным ураганом положительно заносило весь обоз, а также и самих нас.

 Туруханцы, зная, что мы держим путь к Ледовитому океану, удивленно недоумевали, что могло толкнуть нас на такое гиблое предприятие, как путешествие в столь сильные морозы.

 По дороге к селу Дудинскому мы впервые наблюдали яркое северное сияние.

 -- Вот чем будет освещаться наш путь, когда мы доберемся до побережья Ледовитого океана.

 А добраться туда не являлось таким уж трудным делом. Последнее препятствие, грозившее нам опасностью, город Туруханск мы прошли. Пугала лишь возможность вооруженного столкновения с инородцами. Опередившие казаки могут промчаться на далекий север и запутать население; тогда придется брать с боем каждую деревушку и требовать оленей силой оружия. Но с самоедами или остяками оружием действовать нельзя: они -- в родной стихии, быстро сообщат один другому и мигом разгонят оленей по тундре, попробуйте тогда собрать. Положение было весьма опасное, но благодаря тому, что Дронов был человек находчивый и умел выходить из самого затруднительного положения, мы все трудности пути довольно легко обходили.

 Единственно, чего он опасался, это разложения отряда.

02.03.2023 в 19:50


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама