21/VIII. 19-го августа в колхозе "Новая жизнь", Щёкинском. Агроном Марандышкин Пётр Иванович. Всё такой же колкий, но погрузнел, чуть-чуть, но это заметно по шее -- стала плотнее, толще. "Вот целина пропадает, - говорит, указывая на валки. -- Хлеб теряем, центнера три-четыре верных". И поясняет: "Машин мало, комбайны не успевают. Считают нагрузку на гектары, а надо на урожай! 6 центнеров или наших 20. Разница. Там на третьей жмёт, а здесь еле на первой управляется. А если дать удобрения минеральные -- по области верных 25 центнеров и больше. Машин для внесения органики нет -- это больной вопрос, который волнует всех тружеников села". Теперь он агроном не колхоза, деньги получает от государства -- опорно-показательное хозяйство -- 150 рублей в месяц. Заинтересованности нет, что 5 центнеров получишь, что 25 центнеров -- один чёрт.
Первая половина августа необычно холодная и дождливая -- холодные массы воздуха из Арктики. 130 тысяч гектар валков мокнут и прорастали на стерне. И только 17 августа потеплело, солнце. Но пахнет осенью.
22/VIII - 64 г. М. Горький: "Самый тяжёлый стыд и великое мучение -- это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь и чем живёшь".