19/VIII. Был в Каменском районе. Кабинет председателя колхоза им. Кирова Коптева Павла Ивановича. Входит первый секретарь райкома партии Пётр Павлович Рыжих и представитель ОК КПСС Хахин (он был секретарём Центрального РК в Туле, потом зав облоно, теперь в ОК зав отделом науки и высшей школы). "Работает пастоприготовитель? -- спрашивает Рыжих, -- Нет? Почему? Ты чего тянешь?!". "Да, Пётр Павлович, трактор "Беларусь" солому собирает". "Какая тут солома? Чтобы через 30 минут -- смотрит на часы -- пастоприготовитель работал". Коптев жмётся, потом говорит бригадиру: "Иди, сними с соломы трактор". Наглядный пример, как любой недоучка может распорядиться тем, что не знает и за что конкретно не отвечает. Ведь председателю Коптеву, -- он распорядительный человек, -- видно, что в эти последние сухие дни главное -- навести порядок на полях, не дать намокнуть соломе, ему дорог каждый час работы машины на поле. И вот является облечённый властью "пень" и, походя, мешает все карты. Ему-то лично наплевать, как это отразится на общественном хозяйстве, ему надо блеснуть в присутствии представителя ОК КПСС распорядительностью, показать и свою "настойчивость" при внедрении прогрессивного. А с полей района многие годы не сходит пресловутая "суржа".
Между прочим, в совхозе "Петровский" главные специалисты отзываются о Рыжих с иронией и скрытым презрением: "Болтает и болтает. Другим и рта раскрыть не даёт. Оборвать человека ему ничего не стоит. Как-то четыре часа подряд без перерыва на совещании выступал. А о чём? Всё о том же. Слушать надоело".
Совхоз этот организован из трёх колхозов весной прошлого года. Порядка ещё мало. Это видно хотя бы из того, что два главных спеца -- главный агроном Валентин Андреевич Акулинич и главный зоотехник весь день ездили лишь на полях 2-го отделения и обмеривали скирды соломы. А ведь это -- дело управляющего, даже бригадиров отделения с отделенческим агрономом. И как только не измываются над землёй. В этом году в совхозе, чтобы не иметь чистых паров, засеяли их ячменём. А теперь получается так -- ячмень уберут, землю в тот же день пашут, удобрений не вносят (минеральных нет, а местные -- некогда, да и нечем возить), и сразу сеют озимую пшеницу.