+++
В литературно-художественный и общественно-политический нерегулярный журнал «Суматра» от собственного корреспондента в раздел «Литературная критика»
4 июля 1972 года. Олюторский залив, м. Грозный, б. Сомнение.
«Сначала Е. Евтушенко просто писал стихи, "жонглировал" по его выражению "пустотелыми гирями риторики". Этот период характеризуется им так же фразой: «Понамарал я столько чепухи»... Потом Е.Е. открыл для себя такое понятие, как "гражданские стихи". Я не знаю, какие ещё вещи в жизни Е.Е. пришлось понять и прочувствовать, но тот факт, что понятие "г-сти" возводится им в какой-то высший принцип, основное в поэтическом, мне говорит, что это единственная эмоция, которая его ведёт. Меня поражает та лёгкость, с которой он со всем этим прощается как с "чепухой". ( И т.д.)»
Мой друг! Пристал я временно к мысу Грозному, что в Олюторском заливе. Обстановка благоприятная. Живем 18 человек и одна собака и одна «Спидола» в палатках, которые я немедленно изрисовал углём. Будем ставить здесь невод. В который будем ловить красную рыбу. На МРС мы опоздали вследствие длительного пребывания в Хабаровске в различных рода пивбарах. К вопросу о причинах и следствиях – все места забиты. Работка, между прочим, вполне в Вашем вкусе. 2500 мешков по 100 кг с песком 10 раз сгрузить и 10 раз погрузить. Не только заниматься чем-то посторонним, но и думать некогда. Вследствие этого не могу Вас порадовать изящными строками. Примерно через 1,5 недели поставим оба нэвода полностью и будем кэйфовать. Полезу на Грозный (400 метров), изумительная скала. Миллиарды чаек. Очень наглые. Устроили здесь птичий базар. Охота хорошая. Медведи и нерпы. Сегодня ловили рыбу. Поймали 15 штук, получился 1 мешок. Закончим мы всё это дело к 1 августа. Потом погудю немного и буду ломиться в большой флот. На РээСы или СРТ. Базироваться буду в Питере. Вот, собственно, вся информация-с. Пиши на О.К. Возможно, доставка с оказией. А можете и не писать, но лучше писать. На этом я заканчиваю с Вашего позволения. Вставать в 3 . Ночи здесь белые, ловим погоду. Здесь всё время волнение. З..сь уже болтаться.
***
Синтетика вторгается в наш быт.
Соединять – блаженное искусство.
Но в мыслях обобщений, ах, не густо,
анализ разъедает наши лбы.
Анализ – вглубь дрожащего листка.
Анализ – пусть сужается строка.
Анализ – до последнего мазка!
Анализ – до начального толчка?
Анализ «то» – два скальпеля и – «ска».
Анализ – «гру», два скальпеля и – и «устно».
Еще нажим, на полжеланья, – «пусто!»
Он доведен до бешенства, до хруста
в извилинах, до ломоты в висках.
Эксперимент. Еще один заход.
Давайте будем нравиться цилиндрам.
Давайте будем думать, что восход –
не совершенство, – жалкая палитра.
Мы долго были гвоздиком в подошве.
Давайте будем мастера искать,
меж минусом и плюсом, как в тисках,
задерживаясь чуточку подольше.
(Два письма, полученные спустя год после написания)
+++