автори

1427
 

записи

194062
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Kirill_Vakar » Мама - 1

Мама - 1

20.12.1929
Москва, Московская, Россия

Мама

Мамонтова (ур. Бессонова) Нина Сергеевна 1897-1945 гг.

Дочь Бессонова С.В. и Бессоновой Л.А. Первый муж Мамонтов Н.Н. , второй Вакар Николай Яковлевич , сын Вакар Кирилл Борисович .

Биография.

С этим словом ассоциируется что-то казенное: родился...окончил...женился... - перечень сухих фактов, за которыми нет человека с его душой, сомнениями, радостями, исканиями. Гораздо объемнее звучит простой перевод этого слова на русский язык: жизнеописание, история жизни человека, ведь жизнь - это не набор событий, выстроенных в хронологическом порядке, а прежде всего - отношение к этим событиям. А вот изложение такой биографии не может избежать некоторой доли домысла, субъективизма, в той или иной мере отражающего отношение автора к его "герою". Кроме того, истинные чувства и мысли людей редко афишируются и человек со всеми своими переживаниями остается один на один. Как правило, чем богаче внутренний мир человека, тем более он одинок. Лишь очень редкие натуры при широте и богатстве своей души имеют много друзей, с которыми щедро делятся своими мыслями и чувствами. В большинстве же случаев только хорошо зная человека, имея его эпистолярное наследие, дневники, можно попытаться восстановить его жизнь, не исказив до неузнаваемости его облика. В написании биографии - попытка продлить земную жизнь ушедших от нас близких людей, ибо справедливо сказано, что человек жив пока о нем помнят. Где, с каких времен начинается биография человека? Уж, наверное, не с момента его рождения, а гораздо раньше. Я не придерживаюсь позиции, что своей жизнью человек выполняет предначертанную свыше программу. Человек не раб воли высших сил, а раб собственного характера. А вот характер формируется наследственностью и первыми годами жизни, семьей.

 

О маминых родителях мне почти ничего не известно, поэтому начну достаточно тривиально.

  В Ы П И С К А

из копии метрической книги Московской Скорбященской, в Ямской Коломенской слободе Церкви

(Текст не расшифрован)                        

С копией верно: в чем удостоверяем с приложением церковной печати Московской Скорбященской в Ямской слободе, Церкви. N 163 1897 года сент. 7 дня. Священник Александр Потапов.

Дьякон Гиоргий Николаев

 

Орфография здесь современная, даты по старому стилю, все остальное сохранено полностью. Обращает на себя внимание то, что на равных началах в метрику внесены и крестные отец и мать. Ныне совсем уж забыто, что в те, уже без малого сто лет тому минувшие, времена крестные родители играли воспитательную роль не меньшую, а часто и большую чем родители. Вот ведь как - почти 100 лет прошло со дня маминого рождения, а я хорошо помню и свою прабабушку по отцовской линии, которая родилась около 1850 года, т.е. полтора века назад. Поскольку, как я надеюсь, внуки мои проживут лет этак 60 - 80, я являюсь связующим звеном двух веков. Не столь далеки оказываются эти ушедшие годы, не столь уж зыбка связь времен. Семья Бессоновых очень скоро распалась и мама жила вдвоем с Людмилой Александровной - моей бабушкой, девичья фамилия ее - Чаплыгина. Жили они на Якиманке, недалеко от Каменного моста, на втором этаже двухэтажного дома. Окна квартиры выходили на улицу. Где-то задолго до войны мама показывала мне этот дом. Внутри я никогда не был, но почему-то очень хорошо представляю себе обстановку комнат, печи с белыми изразцами, кисейные занавески на окнах... все это чистое воображение, но уж очень яркое (может быть наследственная память, о которой ныне часто говорят?). Дома этого давно уже нет. Где-то в раннем детском возрасте мама с бабушкой ездили в Германию, однако каких-либо впечатлений у мамы от этой поездки не сохранилось. Бабушка работала на различных канцелярских должностях и достаток в семье был весьма скромный. Это заставило маму уже в старших классах гимназии подрабатывать частными уроками. Поступила мама в младший приготовительный класс гимназии Ф.Ф. Протопоповой в августе 1905 года и окончила ее в 1914 году. Училась мама прекрасно, лишь с математикой не образовалось у нее любви. Хотя в своем дневнике, получив по геометрии 4, пишет, что "срезалась" и описывает великие свои огорчения по этому поводу. После гимназии мама окончила курс словестного отделения дополнительного педагогического класса Мариинского Училища и получила звание домашней наставницы "по тем предметам, по которым она оказала хорошие успехи". Оценки в аттестате проставлены по двенадцатибальной системе и единственная, самая низкая оценка по церковно-славянскому языку - 10 баллов. Друзей в детстве у мамы не было, да и позже в гимназии особенно близких отношений у нее не сложилось со своими сверстницами. Видимо, уже тогда проявлялся мамин замкнутый характер, создавший впоследствии много лишних жизненных трудностей.

Очень трудно сегодня, на пороге XXI века, представить себе духовную жизнь человека, его внутренний мир 100 лет назад. Очень уж изменились условия жизни, критерии ценностей. Заметим, что способность к восприятию нового человеческим мозгом ограничена. Поэтому, например, чтобы не повредить слуховые нервы при интенсивном шуме, человек затыкает уши. Тогда привлечь его внимание можно только громким криком. Точно так же при интенсивном хаотическом потоке информации в мозгу формируется некий порог восприятия, пробить-ся через который могут лишь самые грубые события, сведения. Иначе человек просто сошел бы с ума. Несомненно, средний человек конца XX века утратил способность к ощущению духовной жизни даже близких ему людей по неприметным штрихам их поведения, сопереживанию событий мира, к видению богатства оттенков красок и звуков, чувств и мыслей - всего того, чем жили духовно одаренные люди не столь уж отдаленного прошлого. А мама была наделена духовным богатством, меру которого мы теперь не в состоянии оценить. И те события, которые ныне могут показаться незначительными, такие как встреча Императора Николая II при его посещении Москвы , переезд из дома напротив почти незнакомых студентов, обед у директора ремесленного училища, с дочерью которого мама занималась алгеброй и просто ночное небо с тысячами далеких светил - давали, простор мыслям и чувствам, быть может гораздо более глубоким и полным, чем войны, стихийные бедствия и космические полеты нашего времени. "... мне сейчас кажется, что земля со всех сторон покрыта тяжелым, плотным покровом, который мы называем небом, а она бедная мечется в нем, стараясь выбраться, но не может. А материя от времени продырявилась и откуда-то засиял свет в виде звездочек. За этим покрывалом находится вечный свет и радость, а кто-то злой-злой затащил бедную землю в мешок, она никогда не видела этого света, но есть в ней стремление и предчувствие этого света."

В июне 1913 года мама с бабушкой ездили в Крым. Ехали с остановками в Нежине и Киеве . Останавливались у каких-то дальних родственников. Ходили по городам, осматривали достопримечательности. Однако в мамином дневнике ничего нет об ее впечатлениях о городах, соборах, красотах природы, о море, которое она видела впервые. Зато много говорится о людях, с которыми она встречалась в пути. Это пристальное внимание к людям, желание понять и быть понятой объяснено одной короткой фразой в дневнике: "Господи, пошли мне друга!" А с единственным близким и незаменимым человеком - своей мамой - уж очень часто ссорилась, отстаивая свою независимость, свою свободу, которая, как мы убеждаемся повзрослев, не очень-то нам и нужна. И всю остальную жизнь мы стремимся обменять эту пресловутую свободу на тепло близкой души. Чаще, однако, бывает, что потеряв свободу, мы ничего не получаем взамен.

Летние каникулы мама неоднократно проводила в поместье Елизаветы Александровны Бобыниной в селе Альдино под Каширой . Если я не ошибаюсь, Елизавета Александровна была маминой тетей, сестрой моей бабушки.

Третей сестрой Людмилы Александровны была Екатерина, по мужу Харкевич . Жили они в Вильно . В семье Бобыниных маму очень хорошо принимали, но душа ее беспокойная с трудом мирилась с тихим течением сельской жизни и вечно стремилась к переменам, к новым людям, к бескрайним далям. Бабушка умерла 28 марта (10 апреля) 1914 года и мама осталась одна. Война, две революции, гражданская война, разруха - мрачный фон для вступающей в жизнь девушки без жизненного опыта, друзей и средств к существованию. Насколько я понимаю, родственники делали все возможное, чтобы как-то помочь маме. Однако независимый характер и излишняя гордость не позволяли ей пользоваться этой помощью. Постоянную работу найти не удавалось, иногда мама подрабатывала уроками, продавала за бесценок домашние вещи. Жесточайшая нужда на грани голода. Борьба с этой нуждой сопровождала ее всю жизнь.

03.12.2022 в 12:15


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама