28 ноября 1942 г.
В этот год зима наступила по расписанию. Почти весь ноябрь было тепло. Теперь ещё тоже не особенно холодно, но уже лежит снег, дни ясные, днём он тает, а вечером лёгкие морозы подсушивают землю. Сегодня вечером синие, далёкие видны горы. Зима, раньше уныло было, а теперь как хочется мира, всех мирных атрибутов, присущих человеческому существованию. Стыдно и горько становится и не верится, что я с 10 августа сижу дома, как в тюрьме. Не знаю, как сказать, о, как портит человека это животное одиночество. Жизнь создала такие условия, что в семнадцать лет сиди затворником, а я бы хотел весь мир. Сколько мне надо, а дни бегут, бегут, как жалко их. И сколько может это ещё продолжаться? Это может меня совсем изуродовать. Какой больной это вопрос. Мне нужно знать мир, а я не чувствую жизни, я прозябаю.
Бои где-то совсем недалеко, три ночи бомбил кукурузник, как только смеркается – он уже летит, некоторые бомбы рвались близко, дрожали стёкла. Приходили пленные с фронта. Один мокрый, без шапки: переходил через Терек.
Особой преданности советскому строю нет, есть какая-то пассивность и полное равнодушие, и недовольство. Каждому неохота отдавать свою жизнь. Многие люди погибают напрасно. Армия не подготовлена. Большие неправильности и у советской власти, придёт время она ==== и лучшие начинания её останутся, а родина будет свободна, русское государство будет существовать. Но слишком много жертв, а дальше будет всё больше и больше, надо, в конце концов, беречь людей. Ведь даже конечная победа с большими жертвами, может нести за собой вымирание русского народа.
Посмотрите, сколько побито молодёжи, а русская молодёжь – будущее русского народа. Хватит. Народ чует, где лучшее, лишь бы он был жив – он будет свободен. Мир нужен. Был бы русский народ жив – он будет свободен. Сейчас его свобода ценится его жизнью и эту жизнь хотят отдать, не давшие полной свободы правители страны. Русский народ будет жить, а под игом он никогда не будет, народ требует мира. Народ свободу возьмёт.
У немцев много русских пленных: ничего живут, не так страшен враг, как его малюют. Хотя сейчас везде плохо, но им лучше, чем на фронте у красных. Всем хочется домой, всем хочется увидеть родные места, всем хочется мира.
#
У Эльбруса долго были бои, когда уже была взята Прохладная, там несколько раз переходила из рук в руки высота 910, имеющая важное стратегическое значение. Однажды наши перешли через бурную и большую реку Баксан, выбили оттуда немцев, но они ударили с фронтов и русские были прижаты к реке, много побито и уничтожено при переходе через Баксан, обратно.