автори

1427
 

записи

194062
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Boris_Rodoman » Мой Пушкин - 3

Мой Пушкин - 3

03.08.1938
Горький (Нижний Новгород), Нижегородская, Россия

5. Пушкин как географ

 

        В 1937 г. Юлиан Глебович Саушкин (1911 – 1982), мой будущий шеф и покровитель, а тогда ещё молодой географ, живо откликнулся на пушкинское столетие – опубликовал большую статью: Вклад А.С. Пушкина в географию // География в школе, 1937, № 1, с. 25 – 45.

         В произведениях великого русского поэта мы находим географически точные и притом высоко художественные  характеристики местности при его путешествиях по Кавказу до Эрзурума и в Заволжье до реки Урал. Пушкин первым из известных нам авторов сообщил о белой берёзе (Betula alba) в Крымских горах; он описал  высотную поясность в стихотворении «Кавказ». Примечательно, что «Историю Пугачёвского бунта» Пушкин начинает с обстоятельного описания территории, на которой он возник. Пушкин интересовался и дальними краями, где он не был, например, Сибирью и Северной Америкой; он тщательно изучал книгу С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» и сам писал статью об этом полуострове. Но, конечно же, географическая специфика разных мест больше всего отражена в стихах поэта.

 

6. Пушкин и Остзейский край

 

        Вместе с тем, в  биографии «нашего всего» есть немало досадных фактов, вызывающих недоумение.

        Пушкин был блестящим транслятором западноевропейской культуры. Множество его стихотворений – вольные переводы с западноевропейских языков. Пушкин любил Европу и несомненно хотел в ней побывать, но его не пускали, он был не выездным, каким и в советское время было большинство деятелей культуры. Но для российского дворянина XIX века быть не выездным – редкое исключение.

        Однако в составе Российской империи имелись проглоченные, но не переваренные ею куски настоящей Западной Европы – Лифляндия и Эстляндия, где все образованные люди говорили и писали по-немецки. Из немцев состояла элита российского флота, армии, бюрократии, медицины. При Пушкине уже процветал Дерптский университет – колыбель второго и  окончательного рождения российской науки. Чистота и порядок в остзейских губерниях отмечались русскими путешественниками. Но что же мешало Пушкину побывать в этих краях? Его имение Михайловское находилось всего лишь в 60 км от Лифляндии. Прибалтийские немцы окружали Пушкина всю жизнь – от лицейских товарищей и воспитателей до жандарма Бенкендорфа. Но наш поэт по-видимому не интересовался их родиной.

       Пушкин грезил европейским средневековьем, ему были милы рыцари и замки. Но кое-что из этого  он мог увидеть в Ревеле (Таллине), где такого добра в архитектуре и обычаях было даже больше, чем в Стокгольме или Копенгагене, что при Пушкине, что в наши дни. Так почему же он не посетил Эстляндию? Нет сведений о том, что он туда рвался.

 

7. Пушкин и «убогие чухонцы»

 

        С коренным и преобладавшим во времена Пушкина сельским населением Ингерманландии (С.-Петербургской губернии), т.е. с финнами, конфуза ещё больше. Их Пушкин в поэме «Медный всадник» назвал «убогими чухонцами». Дискуссии о значении этого «художественного образа», хотя над ним задумываются немногие,  не угаснут никогда.

        И при Пушкине, и сто лет спустя, местные финны снабжали Петербург свежим сливочным маслом, молоком и яйцами. Свежее сливочное масло тогда называлось чухонским, а топлёное – русским. (И в моей семье, жившей в Москве, в 1930-х и 1940-х годах, топлёное масло называлось русским, а всякое растительное – постным).

       Царское Село, где Пушкин учился в лицее, именовалось так не потому, что в нём иногда жили цари. Оно ещё при Пушкине нередко называлось Сарским – от финской мызы Саари.

       Найти финские следы в творчестве Пушкина всё же можно. Его няня, Арина Родионовна, была по «национальности» ижоркой, и навеянные ею сказки Пушкина обнаруживают сходство со скандиавским и карело-финским эпосом.

        А.С. Пушкин был убит в 22 км от границы некоторого странного государства, связанного с Россией коронной унией, но нет никаких данных о том, что наш поэт в Финляндии побывал.

       Финляндия ещё в составе Российской империи выдвинулась как одна из самых передовых стран – впервые в Европе там было предоставлено избирательное право женщинам. В годы второй мировой войны финская армия не стала наступать на Ленинград. Главнокомандующий Густав Маннергейм не обидел родной для него Питер, где в кольце блокады доживали свой век десятки женщин, которых этот офицер русской армии перетрахал в молодости. Финны сохранили для России Кижи, Валаам и Коневец, а как их за всё «отблагодарил» Советский Союз – известно…

        После войны Финляндия не раз радикально перестраивала свою экономику, приспосабливаясь к СССР и к постсоветской России. Финляндия давно славится почти отсутствием воровства и коррупции. Велика была роль финнов в жизни нашей северной столицы в годы горбачевской перестройки и в «лихие 90-е». Финляндия преподала России важный урок – как можно культурно устроить жизнь в тех же природных условиях. Вот вам и «убогие чухонцы»!

06.06.2022 в 12:43


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама