16-ое августа, четверг. Вчера опять приехал из Люнебурга Дима Кулаков. Там пока все успокоилось: группа в 36 человек, побывавшая в советском лагере и выросшая теперь до 60-ти человек, переведена в отдельный корпус и находится под охраной англичан вместе с французами и бельгийцами.
О советском Люнебургском лагере Дима рассказал страшные вещи. По распоряжению англичан через этот лагерь должны были пройти 20 тыс. солдат и офицеров РОА, собранных, по-видимому, со всей английской зоны и насильно отправляемых в СССР. Некоторое время тому назад первая партия в 1000 человек под смешанной русско-английской охраной были посланы в советскую зону. Большевики так обрадовались, что тут же на глазах у англичан расстреляли весь транспорт. Английские солдаты вернулись потрясенными и сразу же по приезде явились к своему майору и заявили:
– Мы солдаты, а не палачи. Мы не намерены больше быть участниками этой расправы над безоружными людьми.
Разговор майора с солдатами носил такую форму, что командир, по его словам, не на шутку испугался возможности бунта среди солдат. Полетели телеграммы в разные концы. Между тем, в советском Люнебургском лагере был уже подобран второй транспорт РОА, и вскоре он тоже двинулся к границе. Но на самом рубеже он вдруг был остановлен, арестован, на вагоны нацепили какие-то синие флаги, и все его пассажиры отправлены в лагеря SS. С тех пор «репатриация» бойцов и командиров Русской армии, по-видимому, приостановилась.
Эта средневековая история не требует никаких комментариев. Скажу одно: в Церковь под защиту батюшек за последние дни непрерывным потоком отовсюду – из Любека, из Итцехоэ, с датской границы – бегут несчастные русские люди, преследуемые советскими ищейками. Среди беглецов есть женщины и старики, дети и больные. Распоясовшиеся советские бандиты не щадят никого. Во многих местах они открыто на глазах у англичан стреляли в тех, кто пытался убежать от них. Зафиксировано несколько убийств. Таким образом, при молчаливом попустительстве англичан, а иногда при поддержке местных немецких властей, идет наглая, чудовищная охота на людей.
Я непременно запишу все эти факты, как только буду располагать точными данными.
Наша квартира превратилась в настоящий клуб. Сегодня за день у нас было десять визитеров. Ляля буквально сбилась с ног. Я устал до бесконечности.