В сентябре далекого, уже очень далекого 1960 года, за полгода до полета Гагарина, я стал учеником 1 «Б» класса восьмилетней школы №2 в маленьком районном казачьем городке, бывшей казачьей станице – Новоаннинской, расположенном на небольшой, но прекрасной речке Бузулук, притоке Хопра, впадающего в великий и славный «тихий» Дон. Когда-то земли нынешнего Новоаннинского района Волгоградской области входили в казачий Присуд, в Хоперский округ Вслевеликого Войска Донского (ВВД). Затем, после кровавой эпохи Гражданской войны, расказачивания, ликвидации Войска Донского и дробления земель казачьего Присуда на различные административные деления, наш район был приписан к Царицынской губернии, которая вскоре стала Сталинградской, а после известного 20-го съезда КПСС – Волгоградской областью.
И вот сейчас, 60 каких - то лет спустя, я вновь пытаюсь стать учеником, пишущим сочинение на "свободную тему" - о самом себе. Благодаря организаторам сайта ПРОЗА.РУ, детство вернулось…
Одним из запомнившихся мне воспоминаний начала ученичества в 1-м «Б» классе, был первый поцелуй, которым меня, лучшего ученика класса, сидевшего за первой партой, наградила моя одноклассница – Н, которая пробегала мимо моей парты, наклонилась и «чмокнула» меня в правую щеку. Несмотря на то, что я был самым маленьким и тихим мальчиком в классе и уступал не только по росту, но и по силе моим куда как более рослым и сильным одноклассникам. Это был наш с Н. первый и последний поцелуй. Но, этот поцелуй стал так – же и первым «взрослым» уроком для меня, будущего мужчины – девочки, девушки и женщины выбирают не только самых высоких и сильных мальчиков, мужчин… Но, и на умных тоже обращают внимание.
Второй, по моему личному мужскому счету, но первый, и опять-таки последний поцелуй с девочкой, девушкой, одноклассницей Р., ставшей моей первой и неразделенной любовью, случился спустя 13 лет после описанного выше, памятного мне события. Летом 1973 года, когда я, бравый гвардии ефрейтор, первоклассный снайпер, отслуживший два года срочной службы в Группе Советских войск в Германии (ГСВГ) вернулся на Родину и нашел - таки в городе Борисоглебске свою первую юношескую любовь, одноклассницу, которая вначале достаточно часто, а затем – все реже, реже и реже писала мне письма на почтовый ящик в.ч 68054 - моего 16-го Гвардейского, Львовского, ордена Ленина, Краснознаменного, орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого мотострелкового полка. В одном из последних писем Р. мне написала примерно следующее… «ты – простой солдат, я – студентка ВУЗа. Что общего может быть у солдата со студенткой?…». Мобильных телефонов в ту пору не было, но, все - же, вернувшись из ГДР в СССР, я сумел найти в старинном городе Борисоглебске ее – мою первую любовь. Мы встретились, погуляли с нею по парку, съели заранее купленные ею (эх, ефрейтор, ефрейтор…) вафли, которые она очень любила, нежно поцеловались, первый и последний раз, и расстались лет на 16…
Все эти 16 лет я работал на московской стройке, изучал в «ракетном колледже на Яузе», как иногда до сих пор называют МВТУ имени Н.Э.Баумана, физику быстропротекающих процессов (что в переводе на общепонятный человеческий язык означает - физику взрыва и высокоскоростного удара), работал в одном из московских оборонных НИИ – ВНИИ Стали, защитил диссертацию, возглавил научно-исследовательский и конструкторский отдел 32, создавший динамическую защиту танков для Советской армии. И все эти годы одним из важных, хотя и не главных побудительных мотивов, мобилизующих меня на те, или иные достижения, было желание доказать ей, отвергнувшей меня Р., что я тоже чего-то стою…
Не отношу себя ни к эротоманом, ни к женоненавистником, но считаю, что гендерная идентичность, мое внутреннее самоощущение, самоощущение не просто человека, а мужчины, потомка славного донского казачества, связанное с социальными и культурными стереотипами сыграло определяющую роль в моей жизни. И «роль женщины в жизни человека» (шутка) чрезвычайно велика.
Вот об этом, о моем становлении, о становлении мужчины, о непростой мужской жизни, я и хочу рассказать в своей автобиографии, героем которой будет именно мужчина, со всеми своими сильными и слабыми сторонами, добившейся в жизни определенного внешнего успеха, потерпевший в жизни немало поражений, испытавший неоднократно творческое вдохновение и не единожды, с трудом выкарабкивавшийся из эмоциональной и душевной опустошенности, из многочисленных жизненных передряг. Мой герой познал и женскую любовь, и женское предательство.
Как сказал в 1944 году Михаил Давыдович Львов (имя при рождении — Рафкат Давлетович Маликов (Габитов)), поэт, танкист, фронтовик, кавалер двух Орденов Отечественной войны
Чтоб стать мужчиной — мало им родиться,
чтоб стать железом — мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться,
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле,
но ты — солдат, и все сумей принять:
от поцелуя женского до пули,
и научись в бою не отступать.
Готовность к смерти — тоже ведь оружье,
и ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
и потому живут в веках они.
А что касается роли женщины в долгой и переменчивой жизни моего героя, мужчины, считаю целесообразным закончить свое небольшое эссе словами капитана Булочкина из прекрасного, легендарного фильма «Небесный тихоход», снятого в 1945 году
Первым делом, первым делом самолёты.
— Ну, а девушки? — А девушки потом.
Автор этих легких, веселых, воздушных строк Фатьянов Алексей Иванович, будучи корреспондентом армейской газеты «На разгром врага», в составе 6-й Гвардейской танковой армии в декабре 1944 года был вторично ранен при штурме города Секешфехервара (Венгрия), награждён медалью «За отвагу».
О городе Секешфехерваре, о котором я надеюсь еще упомянуть в своей будущей книге, неоднократно рассказывал нам, своим детям и внукам, мой дед – фронтовик, ефрейтор, который также освобождал этот венгерский город, расположенный в 30 километрах от озера Балатон. В изложении деда, фронтового шофера, всегда с гордостью называвшего себя «донской казак хутора Рябовского Аржановской станицы», воспоминания о битве при Балатоне, которая стала последней оборонительной операцией Красной армии в той войне, звучали примерно так: «… как он (немец) нас попёр!!!».
В 2017 году мы с моим тезкой, Сергеем Анатальевичем Козловым проезжали на автомобиле мимо города Секешфехервар по пути из Черногории в Москву и вспоминали рассказы моего дедушку и тестя Сергея Анатольевича, мужа дочери Григория Даниловича Матросова о боях, проходивших весной 45-го года в районе венгерского озера Балатон.
Жаль, что в свои молодые годы я невнимательно слушал деда, бабушку, маму, стыдно, что мало запомнил из их рассказов и ничего не записал. Теперь, став сам уже дважды дедом, постараюсь насколько это возможно исправить ситуацию и передать детям и внукам историю своей жизни, известную мне часть истории своей семьи.