автори

1438
 

записи

195830
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Ekaterina_Sushkova » Записки Екатерины Сушковой - 14

Записки Екатерины Сушковой - 14

05.12.1820
Москва, Московская, Россия

 С полгода прожила я в Москве с бабушкой, ничего особенного не произошло в это время; не понимаю, как пришла мне тогда мысль скрывать, что я почти все понимала по-французски, что говорили при мне на этом языке. Быть может, сначала эта скрытность происходила из упрямства, а после из расчета, чтобы знать их распоряжения и толки о матушке. Я решительно ни к чему не имела охоты, на меня напала какая-то апатия, я едва передвигала ноги; сижу, бывало, битые часы в уголке, когда другие дети играли и бегали, не замечая ни шума, ни веселья, угрюмая, печальная, да думаю о бедной моей матери.

 За уроками тоже, бывало, уткну нос в книгу, а мысли разбредутся далеко; все решили, что и тупая, ленивая девочка, но удивлялись, как я так хорошо читала и писала по-русски, "Мамаша сама меня учила, -- отвечала я упорно, -- а чему теперь учат я не понимаю".

 А меня учили только вокабулам, которые я знала лучше самой mademoiselle Nadine, взятой мне в гувернантки бабушкой.

 В эту зиму я познакомилась с дядей Николаем Васильевичем С[ушков]ым[1] братом отца моего, и полюбила его. Он не ласкал меня, но в нем проявлялось участие, доброта, которых я не замечала в других родных отца. Он один из них говорил со мной о матери; раз он усадил меня на колени и начал расспрашивать о ней; при виде моих слез, он потрепал меня по щеке и сказал. "Не плачь, ведь ты не на всегда розно с матерью, опять будешь жить у нее". Он первый, в эту пору уныния и отчаяния направил мысли мои на лучшее будущее, дал надежду на свидание с ней и открыл мне новый волшебный мир грез и мечтаний, в который я с жадностью погрузилась; но ни с кем я не делилась своими мыслями, я умела грустить и радоваться, плакать и надеяться одна, совершенно одна...

 Я создала в воображении своем какое-то волшебное царство; первое место в нем занимала матушка, а я второе. Я не могла думать о ней, не ставя себя подле нее, другие не существовали для меня и не имели никакой цены, если не относились хотя косвенно к ней.

 Дядю Николая Васильевича я еще больше полюбила; я слышала, как одни раз говорил он сестре своей и моему отцу: "вы не умеете с нею обращаться: ее надо брать лаской, говорить с нею о матери, -- а вы запугали ее".

 Я далеко не высокого мнения о себе, но мне иногда приходит в голову, что если бы меня воспитали иначе, не разлучили бы с матушкой, она бы развила и сердце мое, и ум, и силу души и энергию характера; задатки всего этого таились во мне, но заглохли! Никто из родных не разгадал моего настойчивого характера и пылкого сердца!



[1] Сушков, Николай Васильевич (род. в 1790, ум. в 1871 г.), крупный чиновник, неудачливый поэт и литератор, известный не столько своими произведенными, сколько изданием трех томов "исторического и литературного" сборника "Раут" 1851-1851 г.г., материалов о "Московском Университетском Благородном Пансионе", да опытом биографии митрополита Филарета. Рукопись воспоминаний Н. В. Сушкова, из которой в печати разновременно появлялись лишь небольшие отрывки, хранится во Всесоюзной библиотеке имени В. И. Ленина в Москве.

25.06.2021 в 18:58


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама