автори

1655
 

записи

231547
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Shtakenshneyder » Дневник Елены Штакеншнейдер - 235

Дневник Елены Штакеншнейдер - 235

11.10.1880
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

Суббота, 11 октября.

Студенты легки на помине. Вчера их вспомнила, а сегодня одна уж и пришла; именно та, что рассказывала о своем пассаже с Тургеневым, Колодеева.

— Ну, что, — спрашиваю, — все еще млеете перед Тургеневым?[1]

— Ах, нет, — отвечает, — вы, да и многое другое совсем нас разочаровало.

В «Деле» есть статья: «Романист, попавший не в свои сани»[2]. Я умных статей в «Деле» не читаю, но, догадываясь, что это, должно быть, про Достоевского, прочитала ее. Бог ты мой, что за гнев и негодование! Чужие сани оказываются публицистикой. Достоевский, видите ли, не публицист и не может им быть, вероятно, на том же основании, на каком, по мнению во время оно теперешнего действительного статского советника Евтушевского, не мог быть педагогом граф Лев Толстой[3]. Лев Толстой — романист и вдобавок еще граф. Как же он может быть педагогом? Достоевский хотя не граф, но тоже романист. Как же может он быть публицистом?

Лев Толстой посвятил более десяти лет своей жизни педагогике Он отдавал ей и свой труд, и  свое время, и свои средства, и занимался ею и теоретически и практически, и это знает вся Россия; та господин Евтушевский не знает или не хочет знать. «Вы, — говорит, — есть граф, значит не педагог, а я не граф, значит педагог»; и прибавляет: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник».



[1] Отрицательное отношение к Тургеневу, как к человеку, заметно во многих местах дневника Е. А. Штакеншнейдер. В 1880 году оно выражается резче в связи с обострением вражды между Достоевским и Тургеневым после пушкинских праздников в Москве (см. «Дело», 1860, № 9, стр. 160). Про взаимные личные отношения двух великих писателей см. «История одной вражды. Переписка Достоевского и Тургенева», изд. «Academia», 1928).

 

[2] Под этим заглавием появилась статья в сентябрьской книге «Дела» за 1880 год, имеющая подзаголовок: «Дневник Писателя» Достоевского. Единственный выпуск на 1880 год. Август». В статье этой говорится, что пушкинский праздник в Москве был «повальным смешением языков и понятий, не без примеси некоторой доли умственного уродства… Героем и финалом этого сумбура явился г. Достоевский. Он уже не в первый раз садится не в свои сани, принимая на себя роль публициста. Первые опыты этого рода сделаны им в 1876 году «Дневником Писателя». Особенной славы г. Достоевский, конечно, не стяжал, да и не мог стяжать, потому что для роли публициста у него не достает ни знаний, ни развития, ни политического образования, ни даже простого общественного такта». Далее идет горячий протест против проповеди смиренномудрия у Достоевского и т. д. Подпись под статьей «Г.-Н». («Дело», 1880, № 9, стр. 159–169)

 

[3] Между педагогом-математиком Евтушевским и Львом Толстым была полемика о методах преподавания арифметики. Евтушевский пропагандировал видоизмененный им метод немецкого педагога Грубе. Лев Толстой горячо оспаривал целесообразность этого метода, (см. статью Л. Толстого «О народном образовании», Полн. собр. соч. Льва Толстого, 1897, т. IV, стр. 378–458). В свою очередь Евтушевский иронизировал над педагогической деятельностью Толстого.

 

19.07.2020 в 13:30


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2026, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама