Еще немного о львовянах
После Витебска Львов тех лет поразил меня не только чистотой и трезвостью, но и стремлением жителей непременно выделиться из общей массы. Вот лишь два штриха.
Вечер. Отрезок главной улицы, Академической, от оперного театра до гостинцы Интурист, длиной всего метров триста, заполнен фланирующими разодетыми горожанами. Ходят молча, главная задача пустить пыль в глаза, – произвести впечатление на окружающих.
Знаменитое Лычаковское кладбище. Красивые надгробные памятники. На одном из надгробий читаю: «Иван Гаврилович Гаврилюк (условно) – любимый ученик академика И.П.Павлова». Поди-ка проверь, любимый он ученик или вообще не ученик! Но выделиться из общей массы покойников хочется.
А вот еще о тех краях. Позже. Я уже работаю в Институте Метрологии в Ленинграде. С коллегами едем во Львов на конференцию. В один из свободных дней группу участников конференции везут на автобусе в Карпаты. Автобус - экспериментальный образец новейшей модели «Львов». В этой поездке я получил я наглядный урок, иллюстрирующий известную мудрость, «не соваться со своим уставом в чужой монастырь». В небольшом селе остановились посмотреть местный рынок. Проходим вдоль длинных рыночных столов.
– Что пан хочет? Пан посмотрит мой товар? И все – пан, пан, пан!
В моем понимании пан это что-то вроде помещика. И как-то неудобно мне стало, оттого что я для них пан. Не подумав о том, что такое обращение в этих местах традиционно, говорю, – Ну какой же я вам пан? Такого взрыва эмоций, какой последовал за этими моими словами, я никак не ожидал.
– Смотрите-ка, какой к нам «товарищ» приехал! Нам «товарищей» не надо, катитесь к себе домой! До сих пор слышу эти вопли возмущенных женщин.
И еще забавная картинка из той поездки. Проезжая через одно из сел, обращаем внимание на стоящие у ворот почти каждого дома, раскрашенные солдатские фигуры из папье-маше в рост человека. Это муляжи солдат армий времен Бородинской битвы. Оказывается на полонине вблизи этого села, совсем недавно шли съемки фильма С.Бондарчука «Война и мир». При съемке батальных сцен живые солдаты в форме действовали лишь в первых рядах, а далее устанавливались тысячи таких фигур, создававших впечатление огромных армий. Съемки закончились, киношники уехали, побросав все эти фигуры. Большинство своих и чужих «солдат» местные жители спалили в печках, а оставшихся поставили на «охрану» ворот.
В КБ «Термоприбор» я проработал ровно три года. В марте 1960 года я по семейным обстоятельствам оставил Львов и на некоторое время вернулся в Новгород, имея в виду осенью поступить в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии им. Д.И.Менделеева (ВНИИМ) в Ленинграде. Для меня период пребывания в КБ важен тем, что я получил опыт конструкторской работы, работы в сложных коллективах и, что не менее полезно, изучил новую для меня науку, «Теория теплопроводности», дополнив тем самым знания, полученные в институте.