автори

1427
 

записи

194062
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Oleg_Dolgov » Миманс

Миманс

01.08.1954
Ленинград (С.-Петербург), Ленинградская, Россия

Так хотелось попасть внутрь Мариинского  театра именуемого ранее  ГАТОБ  имени  С М Кирова.  Как ходят и разговаривают все эти небожители. А запах кулис…

     И тут мне повезло. Один мой приятель спросил  - А ты не хочешь поработать в мимансе?  Разумеется,  я с энтузиазмом согласился. В ту пору у меня было несколько дней в неделю совершенно свободных, я не ходил на военную подготовку, так как  ухитрился стать  офицером запаса, один из дней в неделю, в порядке эксперимента  был днем самоподготовки, да и еще было свободное время, так как я , ранее сдал  органическую химию, самый нужный и тяжелый, для химиков предмет. И вообще лекции заканчивались в 15 часов, а на спектакли надо было приходить к 17 часам, так что  свободного времени  было достаточно.

     Мы все были чертовски молоды, наивности нашей не было предела, мы даже верили в коммунизм.

     Вообще  искусство, несет в себе черты художественной правды, частенько весьма далекой от исторической.  Ведь никто не задумывается, когда слышит слова популярнейшей песни:

      Заправлены в планшеты космические карты

      И штурман уточняет последний раз маршрут.

      Давайте же ребята закурим перед стартом

      У нас еще в запасе четырнадцать минут.

     Ну какие планшеты, какие космические карты, какие перекуры, когда одетого в космический скафандр космонавта помещают в кабину ракеты за час до старта.

     Или слова политрука (именно политрука- представителя партии) 28 героев панфиловцев :- Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва.  Наверно эти замечательные слова придумал журналист?

    Наверно и ненужно все это уточнять. Вообще в наше замечательное время любят все  смешать с грязью. Один ловкий художник  даже стал рисовать в стиле ню наших исторических героев. Старую Софью Ковалевскую в таком виде?  И не нашлось никого, кто просто  дал бы ему пощечину. Напротив такие шелкоперы процветают. И  когда  начинают плохо говорить о панфиловцах, я думаю, как  конная  дивизия генерала Доватора

 могла остановить танки?

     Опять я увлекся и свернул в сторону.  Вернемся к мимансу.

     За два часа до спектакля я вошел в знаменитый 14 подъезд  театра. Показал паспорт, меня нашли в списке и через три минуты я предстал перед очами заведующего мимансом Николая Васильевича.. Очень чистенький, интеллигентный мужчина, бывший балетный, как  я узнал позже.  Он мне все быстренько рассказал, где гримироваться, что одеть и ждать вызова. В дальнейшем меня поражала его феноменальная память, ведь надо было помнить все выходы артистов миманса во всех спектаклях.Обычно приходило 10-30 человек, иногда и нас  не хватало и привозили курсантов военных училищ. Например  на спектакль – Декабристы, где участвовало ну очень много народа.

      Были и артисты миманса, работающие на постоянной основе. Их было всего человек шесть. Иногда  на спектакле они безмолвно обращались друг к другу, вроде бы, что то говорили. Что они говорят? Один однажды обратился ко мне и тихо говорит: - Ты посмотри, что они вытворяют. В общем, большие специалисты системы Станиславского.  Один все любил рассказывать всякую похабщину.

      – Стою я на лестнице. Вдруг сверху бежит соседка.  Из ее взволнованных криков стало понятно, что ей изменил мерзавец, муж. Я ее конечно остановил и утешил, причем постарался продлить удовольствие. Позже встречая ее видел, что  она, держа под ручку супруга, краснеет.

      Я тоже был хорош. Стоял рядом и поддакивал.

      Иногда приглашались персонально и вообще исторические личности. Так один очень древний старичок, говорили, что он пел в хоре, в шаляпинские времена, выходил всего в одном спектакле в роли, конечно бессловестной и беззвучной, церковного патриарха и благословлял князя.  Говорили также, что он был из тех  хористов, кто как то поколотил великого Шаляпина. Чего только люди не скажут.

     Так как я был парень старательный и мог приходить на дневные репетиции, бессовестно мотая лекции, то постепенно стал участвовать во многих спектаклях иногда выполняя функции  более ответственные, например унося с арены убитых гладиаторов.

     И  вот первый мой спектакль -  Спартак. Честно говоря, будучи весьма необразованным товарищем, я раньше считал, что балет для старичков, любителей подглядывать в бане  за  голыми дамами.

     Впервые увидев прекрасный балетный спектакль,  поставленный  великим  Якобсоном я был просто поражен. Самого Спартака прекрасно танцевал Аскольд Макаров. Главный герой такой могучий и простодушный, прирожденный вождь и нежный влюбленный. Конечно  спектакль в Большом, где царили  балетные гении  Владимира Васильев и Марис Лиепа, был великолепен,  более танцевален, но это было в Москве.  А кто мог так танцевать Фригию, как  великая Зубковская.  Трудно себе представить,но те, кто видел сцену  прощания с любимым Спартаком, просто  плакали. Редчайший случай в балетной практике.

      Когда поставили спектакль , композитор Хачатурян пригласил весь коллектив театра в ресторан. А это более 1000 человек. К сожалению это было до меня.

     Вообще, в те времена состав балетной труппы был просто фантастичен.  Я не застал Константина Сергеева и Вахтанга Чабукиани , но еще творила  незабываемая  Дудинская. Как она создавала образ. Уже совсем старенькая, морщинистая и неказистая , на сцене продолжала оставаться богиней. Ей было трудно и антракты частенько затягивались, что бы она могла отдохнуть.   По преданию она жила  на Невском, около кинотеатра Баррикада, на втором этаже и все проходя мимо поглядывали на заветные окна и улыбались, такой знаете  ли хорошей улыбкой.

      Количество прекрасных балетных актеров приводило к тому, что на каждую роль было по пять, шесть исполнителей, один лучше другого. Юрий Соловьев, Борис Брегвадзе,  Рассадин. Алла Осипенко,  Алла Сизова, Игорь Бельский, Алла Шелест, Ольга Моисеева, Эмма Минченок, Данилова, , супруги Потемкины прекрасные характерные исполнители- , Звонарева, Ипатова. Невозможно всех перечислить.

     А какое отношение к своему нелегкому труду. Когда бы ни пришел в театр, везде  разминались и репетировали  балетные артисты.

     Конечно, стиль отношений был присущий именно театру, вежливость и даже приветливость,  и в тоже время никакой открытости.  В каждом угадывался просто космос, желаний, страданий от невостребованности, желание царить,  работать и работать, непомерная гордость. Стальные характеры. Каждый считал себя непонятым гением.

     Восстанавливали старые одноактные балеты  Фокина: Египетские ночи, Карнавал, Павильон Армиды. Так как записей спектаклей практически не существовало, пригласили старых, совсем древних исполнителей. Это было зрелище. Как эти статные старушки гоняли молодежь, среди которых было полно народных артистов.

     - Милочка, как  Вы держите руку, что за кочерга.

     Во время антрактов, в костюмах и гриме мы шли в буфет, где так чудесно пахло хорошим кофе и где все стояли в одной демократической  очереди. Иногда балетные примы  мужского пола собирались у одного столика и даже, во время чаепития  умудрялись держать свои тела в некоей скульптурной позе. А вновь поступившие балетные девочки стояли за нами в очереди и обсуждали можно ли съесть маленькую шоколадку. Продавались такие прелестные шоколадные батончики за 33 копейки.

     Вообще балетные, в те времена, особенно молодые исполнители, зарабатывали меньше всех, где то рублей  сто – сто двадцать, тогда как артисты хора получали рублей сто двадцать- сто пятьдесят.  Больше всех зарабатывали оркестранты в «яме» где то рублей по триста семьдесят и более. Все приходили во фраках. Оркестр на сцене получал значительно меньше.

     Мне очень нравилось, когда не просто танцевали, а безмолвно говорили на своем балетном языке. Помню в Оперной студии консерватории, где шло всего пять спектаклей в Евгении Онегине на балу у Лариных ловкий поручик изящно подлетал к прелестной барышне и буквально из под носа уводил ее от какого то нерасторопного молодого помещика. Как это было сделано. Крохотный кусочек действия, почему то не повторяемый в других театрах, а запомнился, как говорится « на всю оставшуюся жизнь».

     Платили нам мало 90 копеек, 1 рубль 20 копеек и 1рубль 50 копеек. За месяц набегало 11-14 рублей, что было весомой прибавкой к моей стипендии.

     В это время я стал ухаживать за моей будущей женой. Угощал ее трехслойным мармеладом по 13 копеек за сто грамм и кавказскими конфетами по 20 копеек. Мои театральные заработки позволяли иногда покупать бледно розовый зефир,такой вкусный. Правда,  в продаже бывал редко.

     Однажды я угостил Светика с ее подругой Инкой  банкой консервированного персикового компота, который они дружно слопали, не оставив мне ни капли, после чего  стало ясно, какое прекрасное будущее ждет мою избранницу. Конечно, всё это шуточки, но в каждой неправде частенько есть кусочек правды.

     Много было хороших певцов. Больше всего запомнился Борис Штоколов. Он появился в театре в конце 50 годов. Помню  восстанавливали Хованщину.  Из ГАБТ а пригласили великолепного режиссера Бориса Покровского. В перерыве на сцене в сером костюме появился  Борис Штоколов. Просто стоял и тихо с кем то разговаривал. Ну до чего был хорош. Настоящий сибиряк, уверенный в себе мужчина. Вроде ничего особенного. Но знаете,во всем  чувствовалась магия большого таланта. Были и до него хорошие басы: Яшугин, Ярошенко, Кривуля, но новичок всех поразил своим голосом. После великого Шаляпина на русской сцене царила немногочисленная группа басов, один лучше другого. Среди них  Александр Пирогов, Артур Рейзен, Андрей Петров, Гмыря, Огнивцев.Наш Борис Штоколов  занимал среди них  свое  почетное место.

     Я близко познакомился с артистом хора Володей Трофимовым.  Не дай бог,  было сказать – хористы, только  - артисты хора. В хоре пела и его жена и почему то получала немного  больше денег  , чем муж. Его это ужасно огорчало и он сердился, совсем по детски.  Вообще говорил глубоким басом и по традиции:- от водки бас крепчает, мы с ним иногда выпивали. Причем он признавал водку только из одного магазина, куда мы ездили на мопеде.

     И вдруг, однажды Володя сказал, что ему дают на пробу спеть малюсенькую роль придворного офицера в Риголетто. Конечно в этот великий день он уже не пел в хоре. Мы залезли в боковую кулису и напряженно ждали его выхода. И вот торжественный момент. Выходит наш Володя,  шагает какими то деревянными шагами и поет  одну коротенькую фразу. Дебют  состоялся, но никаких изменений  в карьере не произошло.

     Многие солисты тоже не умели толком двигаться. Был такой драматический баритон Топориков. Имел громадный голос. Иногда в коридоре слегка пробовал как у него звучит, ну просто звенело в ушах. Но ходил, как деревянный.

     Часто приезжали гастролеры  из других городов. Помню приехал  Павел Лисициан, пел  партию Амонасро в Аиде.  Костюм привезли из Большого театра. Голос божественный. Много гастролеров приезжало из Болгарии и Румынии. Прекрасные голоса, особенно запомнился  Димитр Узунов.

     В репертуаре было только две  иностранные оперы: Кармен и Аида, где и пели гастролеры. Если ставилась « иностранная опера» обязательно в репертуар вводилась и отечественная.

     Помню, ставили  современную оперу «Судьба человека» Музыка, конечно , была малоинтересная, но два мальчика посменно играющие Ванюшу были замечательные. Когда они кричали:- Папка, как я рад, что ты меня нашел, в зале все просто рыдали. Прошло много лет и до сих пор, когда вспоминаю – комок в горле.

     Слова из оперы частенько использовали в наших мальчишеских  разговорах:

     .- Ты что же делаешь фашист несчастный.  У меня рука вдребезги разбита, а ты ее так рванул.

     - Думал, что меня ударишь правой, а  ты оказался  смелым парнем, а рука у тебя не разбита, а выбита была. Вот ее на место и поставил.

     Очень любили фразу из Семена Котко:

     - Ще царская,с белой головкою.

     Бывали всякие потешные моменты.  Для большего сценического эффекта пригласили старичка с собакой, овчаркой. По ходу действия этот, якобы эсэсовец, с лающей собакой , должен был появиться в лагере военнопленных. Изображая, то есть пытаясь изобразить негодяя эсэсовца, он пробегал, вернее, ковылял  на своих рахитичных  ногах среди военнопленных. Собака неслась рядом и,  как ей положено по роли, яростно лаяла. Она явно переигрывала хозяина, за что, совершенно справедливо, ей платили  гораздо больше.

     Классическими повторяющимися шутками,  было падение здоровенного валенка, забравшегося наверх пожарника дяди Васи и следы жизнедеятельности разволновавшейся лошади. По такому случаю  группа балеринок вылетала на сцену , а за ними  уборщица тетя Фрося, быстренько  все убирала.

     Вот такие были прекрасные и веселые времена.

30.03.2020 в 11:38


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама