автори

1585
 

записи

221821
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Krasavtseva » Жизнь пенсионерки в блокадном Луганске - 37

Жизнь пенсионерки в блокадном Луганске - 37

29.08.2014
Луганск, Луганская, Украина

                29 августа 2014 года.

 

  Утром тихо. Съездила на центральный рынок. Купила кильки кошкам, себе и маме - куриную рубку (из неё маме вырезаю филе, а себе-"пёрышки-крылышки", так как мама ест только белое мясо). Взяла попробовать копчёную мойву - восемь рыбок. Хранить-то негде, надо сразу съесть! И у меня получилось на сегодня шикарное меню! На обед - жареная картошечка, салат из сырого кабачка, помидора и лука с подсолнечным маслом. А главный номер "программы" - копчёная мойва. Она, кстати, оказалась очень вкусной! На ужин - картошка с куриным крылышком, соте из баклажана, перца, моркови, лука и помидоров. Что ж нам жаловаться на жизнь?!!

 

   Маме мойва тоже понравилась. А из филе она отбивнушек нажарила. Соте не захотела. Ела просто помидоры. Но я ушла удовлетворённая, что она наелась, и ещё на вечер и на утро осталась еда. Правда, она обед называет ужином. Говорит:

 

   - Вот я сейчас поела и всё. Потом уже темно, я на кухню выходить боюсь -вдруг упаду в темноте! Мне потом не подняться! Я ведь как-то,  ещё до войны, упала в комнате возле балконной двери и потом ползла в спальню до кровати! Только там сумела кое-как вскарабкаться... Все локти содрала...

 

   Она совсем слабенькая стала. Чтобы легче было вставать с кровати, я ей привязала к ножке серванта крепкую верёвку в четыре слоя. За неё она берётся, тянет на себя и так встает...

 

   - А ночью я есть хочу и из-за этого спать не могу. Да и прислушиваюсь всё время. Если стреляют, выстрелы считаю, а если тихо, то жду, когда начнут стрелять... С собой беру несколько печенинок и конфеты сосательные. Съем, и вроде, голод приглушу.

 

   Я советую:

 

   - Ну, не хочешь или боишься на кухню выходить, бери с собой ту же отбивнушку. Или хоть молока с с хлебом.

 

   Но мама упрямится:

 

   - Нет, я так не привыкла!

 

   И каждый день жалуется, что ночью хочет есть... Конечно, если с двух часов и до ночи ничего не есть, поневоле зверский голод почувствуешь! Но не переубедишь её!

 

   Купила и сегодня маме винограда у той же женщины, что и несколько дней назад. Она уже меня узнаёт, и немного уступает в цене. Сама съедаю несколько ягодок, остальное - мамочке. Она его любит, пусть сил набирается!

 

----------------------------------------------

 

   Ночью сегодня стреляли. Да так, что опять кровать ходила ходуном , и мне не надо было слуховой аппарат надевать, чтобы слышать... Дрожали стёкла в окнах. Они, наверное, и держатся только благодаря тому, что мы все окна заклеили скотчем крест-накрест. А так бы давно уже потрескались... Вот ведь, вспомнили опыт Отечественной войны... Пригодился...

 

  Лежу и думаю: переодеваться или нет?!! А потом махнула рукой: а-а, надоело всё! Ну, выскочу в случае чего в ночнушке!  Правда в пакет с документами положила спортивный костюм на всякий случай. И читаю, читаю "Живый в помощи..." Отвлекает, по крайней мере!

 

   А день прошёл более-менее спокойно. Наверное, нацики ночью, "отработали" свою норму! Я спокойно и на рынок съездила, и к маме сходила (пешком туда и обратно), и ребятам в Харьков позвонила - тихо! Просто даже кажется, что и войны нет!

 

   Только под вечер началась какая-то стрельба. Но жители спокойно идут по воду к скважине. Значит, это стреляют от нас. Наши.

 

   Хотя... некоторые "нашими" считают нациков... И таких, по моим подсчётам, процентов тридцать... Некоторые устали бояться обстрелов и говорят:

 

  - Да хоть бы ополченцы сдались! Или ушли куда-нибудь!

 

  Не понимают, что ничего хорошего нас в этом случае не ждёт... Фильтрационные лагеря и переселение в какие-нибудь Богом забытые сёла... Мы ведь сепаратисты!

 

   Днём, когда собралась идти к маме, кто-то навёл панику. Когда я вышла на улицу, ко мне подбежала взволнованная Нина Сергеевна:

 

   - Нас собираются стереть с лица земли! Идите все к пятому общежитию!

 

   Я пошла посмотреть, что это за фигня. Всё равно по пути. Оказалось, что кто-то сказал, что на крыше девятиэтажного общежития ополченцы хотят установить... "Град"!!! Умнее ничего не придумали! Хоть бы сообразили, что это не ручной миномёт, а огромная махина - КАК его втащишь на крышу?!! Кто-то пустил панику... Люди перепуганы - подхватили... Хорошо хоть вышел кто-то из руководства университета и спокойно объяснил. Толпа разошлась. Паника не состоялась...

 

  ---------------------------

 

  Несу воду от скважины домой. Навстречу женщина - рыдает навзрыд! Её остановили:

 

   - Татьяна, что случилось?

 

   Она аж захлёбывается, не может говорить. Кто-то подал её бутылку с водой. Не может пить, зубы стучат о горлышко, вода проливается... В мыслях сразу же: наверное, убили кого-то из родных... Или сильно ранили...

 

   Наконец, она смогла выговорить:

 

   - Всё плохо! Нам не начислили заплату ни за июль, ни за август! Больница разбита! (Она, оказывается, врач!). Я так от всего этого устала!

 

   Женщины окружили беднягу, давай успокаивать:

 

   - Да всё будет хорошо! И город восстановим! И больницу!

 

   - И зарплату выдадут! Надо только немного потерпеть!

 

   Татьяна ещё поплакала, успокоилась и пошла по воду. Нервы нервами, а "без воды и ни туды, и ни сюды..."

 

   А вообще-то я смотрю, что большинство настроены оптимистично. И держатся здорово. Не паникуют при обстрелах, не жалуются на отсутствие удобств. Даже когда неделю не было газа, с шутками шли готовить на костре. Бывают, конечно срывы, наподобие сегодняшнего. Но недолго. Потом человек берёт себя в руки и ЖИВЁТ!!! Живёт на зло тем, кто ждёт, что мы здесь все попередохнем от голода или страха, что будем драться за кусок хлеба и отнимать у более слабых. Всё получилось наоборот! Помогаем тем, кто сам не в состоянии носить воду или покупать продукты, успокаиваем потерявших ВЕРУ. И главное - остаёмся ЛЮДЬМИ!!!

 

   И ещё я заметила одну очень странную вещь: некоторые стали выглядеть лучше, чем до войны! Вот уж парадокс так парадокс! Мамина ровесница (а маме восемьдесят шесть лет) Светлана Яковлевна зимой и весной еле ноги таскала. Лицо было какое-то жёлтое и отёчное. Я уж, грешным делом, думала, что ей немного осталось жить... А сейчас возит на тележке по десять литров воды и ещё в руке пятилитровое ведёрко. Идёт споро, наравне с молодыми! Сегодня её на рынке встретила. Активная, ни на что не жалуется! Просто молодчина! Мне говорит:

 

   - Светуля, я ведь свою зарядку всё равно каждый день делаю по сорок минут! На все суставы! Хоть и война! И водой холодной обтираюсь. Обливаться, как раньше, не могу - воды много надо.

 

   И лицо свежее, и отёчности нет и в помине...

 

   Профессор Никитина до войны начала резко худеть - началось заболевание щитовидной железы. А теперь говорит:

 

   - Не пойму: раньше у меня сил совсем не было, а сейчас я прямо летаю! И вес начала набирать! Хотя раньше-то лучше питалась! И таблетки не пью - их купить негде!

 

   Странно... Возможно, не стало электромагнитных излучений - электроприборы-то никакие не работают!  Еда стала проще, безо всяких изысков. Режим изменился - рано ложимся и рано встаём. Вот и не верь, что в каждом плохом есть что-то хорошее!!!

04.02.2020 в 19:02


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама