автори

1427
 

записи

194041
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Loginov » Отец. Лестница в небо

Отец. Лестница в небо

10.07.1966
Ялта, Крым, Россия

На фото: "Кавказ подо мною..." Приэльбрусье. Баксанское ущелье. Тренировка по горной технике. Автору - 12 лет. 

 

 

           Море было тёплое, ласковое.  Волны, почти неслышно  шурша мелкой галькой,  набегали на пустынный пляж.  Лунная  дорожка, переливаясь серебром,  делила  ялтинскую бухту  на  две неравные части. Лёгкий ветерок холодил  разгорячённые лица молодых людей.  Тёплая июльская  ночь обнимала их, не давая разомкнуть объятия. Сердца влюблённых бились в унисон…

 

             Короче, только далеко за полночь,  я понял,  что нам,  с моей будущей женой,  а в этот момент  просто  привлекательной  девушкой, приехавшей ко мне в гости на несколько дней, давно надо было быть дома.

             Я  догуливал последнею неделю своего армейского отпуска и,  конечно,  не обращал  внимания  на то,  был ли  проживаемый мною  день будним  или  выходным.  После двух лет достаточно напряжённой срочной службы в Группе Советских войск в Германии,   в отдельном разведывательном дивизионе  восьмой  гвардейской  Армии - легендарной сталинградской, чуйковской,  -  каждый  день,  проведённый дома, был великолепным праздником. Родители же и сестра - люди  работающие, уже через несколько часов проснутся и начнут новый трудовой день.  Совсем не  хотелось, чтобы  из-за нашего опоздания им пришлось бы сделать это раньше,  чем зазвонят будильники.

             Наш дом был расположен  достаточно близко от моря,  минут десять – пятнадцать быстрой  ходьбы  от  Приморского парка, где мы любовались лунной дорожкой.  Оставались ещё,  хотя и призрачные,   шансы, что мама ждёт нас, а если  легла, то не закрыла входную дверь. К сожалению,  все  уже давно спали – окна нашей квартиры, выходящие на обе  стороны дома,  были темны.  Пробежка    вверх  по лестнице  не обрадовала  результатом    входная дверь  была закрыта. Ну,  влипли.  Теперь будем  ночевать на улице – промелькнуло в голове.  А ночь была великолепна. Такие  часто  случаются на Южном берегу Крыма   в  разгар  лета    тёплые, без малейшего движения воздуха, но не душные, с ароматом  чего-то цветущего в воздухе.  Правда, в Ялте,  что-то цветёт и приятно пахнет всегда,  круглый год.

            Предутренние часы в любое время года – самые холодные.   Мы  же были одеты во что-то легкомысленно-летнее, почти невесомое и, конечно, не греющее.  Ну,  я – «старый солдат», привыкший,  следуя присяге,  «стойко переносить тяготы и лишения воинской службы», да  и  горный туризм  с детства приучил ко всяческим бытовым неудобствам.  Выдержу.  А как моя  спутница?  Надо было срочно искать выход из  создавшейся ситуации, так как  во времена пуританского социализма, в разгар летнего сезона, без документов,  в Ялте, да ещё глубокой ночью - найти крышу над головой, чистую постель  и стакан горячего чая, наверное,  было возможно,  но за очень большие деньги.   У меня же их почти  не было. Существовал, правда, ещё один способ попасть домой, не поднимая лишнего шума - залезть  через окно, например,  в отцовском кабинете.  К счастью одна его створка была открыта.  

           Поколение,  к которому я принадлежу,  составляют  дети, родившиеся  сразу после Победы наших отцов в страшной и Великой войне. И многие из них совершенно искренне благодарят Иосифа Сталина не так за счастливое детство, как за то, что вообще живут. Жизнь им дали, конечно, родители, но не только. Послевоенный указ о запрете абортов, обещавший уголовною ответственность в  случае  криминального прерывания  беременности и для врача, и для  будущей матери  -  зачастую был главной  причиной нашего появления на свет.

             Моя сестра старше меня на один год и два месяца. То есть я начал своё существование, когда мама кормила грудью трёхмесячного ребёнка.  Тогда считалось, что забеременеть  кормящая женщина  не может.  А  время было очень тяжёлое.  Старики ещё помнят   послевоенный  голод.  Зарплаты отца хватало ровно на три буханки чёрного хлеба,  который ещё достать надо было. В наше, куда более благополучное время, никто бы долго не думал – оставлять ребёнка или нет.

              Моё  поколение воспитывалось двором и улицей, и ключ от квартиры в кармане  -  его знак.   Ребята моего возраста немного, но особенные. Очень долго, а то и навсегда они остаются мальчишками. Дорогими моими мальчишками, пацанами. Оно  -  это поколение, было и остаётся деятельным,  решительным  и много не думающим о последствиях своей сверхнормативной активности.  Главное, чтобы голова прошла, остальное протолкнём  -  в детстве основной принцип проникновения в куда угодно запретное.  Например,  в  узкие лазы-шкуродёры  крымских карстовых пещер.

             Простое для меня, в общем-то, дело - попасть в квартиру через окно,  никого при этом, не разбудив, осложнялось  тем, что  вокруг царствовала  тёмная  южная  ночь,  и не было видно ни зги.  А окно это самое, находилось  на четвёртом этаже дома добротной  «сталинской»  постройки,  с мощными  перекрытиями и большими  междуэтажными  расстояниями.  Высокие потолки в квартире  -  предмет  гордости мамы, осложняли решение задачи, увеличивая расстояние от поверхности земли до нужного подоконника.  А на него надо было попасть как можно быстрее, иначе моя девушка  замёрзнет до утра.

            Подтянувшись на нижней металлической перекладине пожарной лестницы,  хватаясь за ржавые, холодные железные прутья,  я быстро поднялся на уровень четвёртого этажа. Это сделать оказалось проще всего,  а дальше появились досадные сложности.  Лестница отстояла от стены примерно на два метра, причём неширокие полосы металла, фиксирующие  её, были закреплены не под углом к стене, как обычно, а перпендикулярно, намного увеличивая расстояние до нужного окна.

            Держась левой рукой за вертикальные перила  лестницы и,  повернувшись лицом к окну, я  двумя ногами перешёл на металлическую полосу стенового крепления.  Она была узкой и сильно давило на свод стопы  через тонкую подошву летних туфель. Сохранять равновесие в этом положение мне удавалось с трудом. Долго так стоять не очень хотелось.

           Вниз лучше  не смотреть, да и не видно в темноте ни асфальта  двора, на котором можно запросто оказаться, сделав хоть  одно неверное движение,  ни стоявшей почти подо мной подруги.   А в  том, что она напряжённо следит за "цирковым номером",  сомнений не было.

           Самым неприятным оказалось то, что, даже полностью выпрямив левую  руку,  и максимально продвинувшись по опоре к стене, правой рукой я всё равно не доставал до откоса окна сантиметров шестьдесят - семьдесят.  И, кроме того, подоконник оказался примерно на уровне моих плеч, выше, чем я рассчитывал.

           Если бы створки  окна открывались наружу, выступая за его край, сделать что-нибудь было бы невозможно, но они открывались вовнутрь, повышая шансы на успешный исход задуманной операции. План дальнейших действий возник мгновенно. Главное - ухватиться хотя бы одной рукой за подоконник.  То, что он отступал внутри комнаты от стены на  пять – семь сантиметров и за него можно было надёжно зацепиться пальцами, я знал точно.   Заменяющий мне кровать тонкий матрас, был расстелен на полу отцовского кабинета,  прямо под этим окном  и, просыпаясь поутру, первое, что я видел – это яркое голубое небо в верхней его части и отвес подоконника в нижней.

             Но, если до края подоконника нельзя дотянуться, то придётся отпустить стойку лестницы, что делать категорически не хотелось,  и  в момент, когда тело наклонится вперёд, начиная неуправляемое падение на асфальт,  согнуть ноги для лучшего толчка и прыгнуть. Причём не просто вперёд, а вперёд-вверх, одновременно поворачиваясь в воздухе на девяносто градусов.

             Такой прыжок на десятиметровой высоте был для меня, конечно  сложным, но возможным.  Опыт скалолазания – с  девяти  лет,  в альплагере  я  побывал  в двенадцать лет,  делали высоту привычно нестрашной.  Увлечение спортивной гимнастикой  и волейболом,  сформировали  умение  владеть своим телом в безопорном пространстве и сильные мышцы ног.   В четырнадцать лет прыжком двумя ногами с места, имея отнюдь не гигантский рост, я легко захватывал кольцо на баскетбольном щите двумя руками, а, значит,  поднимался в воздух больше чем на метр.  Не за красивые  же глаза,  в последний школьный год,  меня пригласили сразу в две юношеские сборные Крыма – по волейболу и  ручному мячу (гандболу).  Армейская подготовка добавила необходимых для предстоявшего трюка навыков.  Это  давало надежду на успех. А ошибаться ни в коем случае нельзя - ещё одной попытки не будет. Или пан, или пропал, причём в точном значении каждого из этих слов.

             То, что я планировал сделать, через короткое время и сделал. Прыжок удался, иначе вы не читали бы сейчас эти строки.  Через мгновение я уже висел над землёй,  опираясь предплечьем согнутой в локте правой руки на подоконник и крепко держась пальцами  за его внутренний край.  Подтянувшись, я перешёл в упор на обе руки и,  сделав кувырок вперёд,  перевалился в неширокую створку окна, мягко упав спиной на матрас.  Осторожно прошёл по коридору спящей квартиры, открыл входную дверь. Моя девушка уже стояла на площадке. Она была на грани обморока от всего только что пережитого. Сам знаю теперь, прожив много лет,  что подобные случаи с близкими людьми  -  стресс, настолько мощно действующий на психику, что даже присутствовать при таких событиях, не имея возможности в них вмешаться  -  помочь, подстраховать, защитить, уберечь  -  страшное испытание для любящего человека.

              Не раздеваясь, измученные всем, что произошло за каких-то пару часов этой июльской южной ночи, мы бросились на малоудобное ложе и мгновенно уснули.

             Разбудил нас удивлённый возглас мамы:

- Сын, а как  вы здесь оказались? Я точно помню, что перед тем, как лечь спать, закрыла входную дверь на оба замка!

             Понятно, что так удивило маму, но мне было странно видеть, что и отец был заметно встревожен произошедшим, хотя, как обычно, не сказал мне ни слова.  По-моему же  -  всё было прекрасно. Главное, никто не умер!

             В этом месте необходимо сделать некоторые пояснения.  После тяжёлого ранения  летом 1944 года под Витебском, отец - заместитель командира пехотного полка  стал инвалидом и  на фронт  больше не вернулся. Несколько лет он разрабатывал правую руку, которая после ранения висела плетью, и добился своего - инвалидность была снята, он был признан годным к дальнейшей военной службе. Но наступило время послепобедного сокращения Армии.  Из неё массово увольняли в запас здоровых офицеров, а бывших инвалидов тем более. Отцу предложили выбор: или снять погоны, а погоны, несмотря на молодость - всего-то 27 лет, были уже внушительные - майорские, или перейти в МВД. Снимать погоны он не захотел и стал сотрудником милиции. Ему пришлось начать офицерскую карьеру с нуля. Но это его не пугало. Отец не был бы самим собой, если бы опустил руки перед сложностями совершенно новой для него профессии.  Не буду задерживаться на этом периоде отцовской жизни    это повод для отдельного рассказа. Скажу только, что в  1954 году,  то есть  в 34 года по паспорту и  в 32 года на самом деле  (отец добавил себе два года, чтобы пораньше поступить в военное училище),  он стал начальником областного уголовного розыска Крыма, которым с успехом прокомандовал более десяти лет. В том же году отец, получив очередное звание, стал самым молодым полковником в структуре МВД Советского Союза.

             В Ялте, сложнейшем регионе, южной столице СССР,  как  заместитель начальника  городского управления  милиции по оперативной работе, отец  возглавлял  уголовный розыск, ОБХСС  и другие оперативные подразделения. За долгую свою службу, он обзавёлся не только друзьями, тем более  что начал её в  лихое послевоенное  время, но и серьёзными врагами, которые, были не прочь посчитаться с неподкупным и очень эффективным сыскарём. За глаза и сослуживцы, и в криминальной среде отца называли "Фантомасом" –  по имени героя суперпопулярной серии французских фильмов с тем же названием.  Жан  Марэ  в этой  роли был великолепен.

              Как объяснил мне на похоронах отца один из его учеников-полковников  -  это прозвище он получил, как за мощный бритый череп (отец рано начал лысеть и мама долгое время брила ему голову раз в два - три дня), так и за ум и упорство в расследовании самых тяжких и сложных преступлений с великолепной результативностью.  За всю оперативную карьеру, ему не удалось раскрыть только одно преступление  -  ограбление с двойным убийством ради,  для того времени огромного куша  -  250 тысяч рублей.  Автомобиль «Волга» официально стоил  чуть больше пяти тысяч рублей.  Печально знаменитое «бахчисарайское дело».  Оно  не раскрыто, "висит",  как говорят оперативники,  до сегодняшнего дня. В одном из фильмов своей знаменитой криминальной серии «Следствие вели…» (55 серия)  Леонид Каневский  назвал это преступление  -  преступлением двадцатого века.  Поэтому безопасность, как свою, так и своей семьи, отец обеспечивал надёжно и совершенно для нас незаметно. А тут налицо был явный прокол в системе.  Исчезла уверенность в том, что в квартиру невозможно проникнуть несанкционированно.

             Совсем недавно, больше чем  через сорок лет, после описываемых мною событий, брат, со снисходительной улыбкой  по отношению к нашим детским шалостям, признался, что в течение года дважды поднимался к тому же окну.  И  даже переходил с пожарной лестницы на полосу стенового крепления, но каждый раз отказывался от намерения повторить удавшийся мне трюк.

             Рассказал он и о том, что через несколько дней после моего отъезда в Германию, отец провёл своеобразный следственный эксперимент. Он отобрал из сотрудников городского уголовного розыска добровольцев  -  самых подготовленных молодых ребят и предложил им  повторить то, что  я  проделал в ту злополучную ночь. Это никому не удалось.

             Их вывод был однозначным  -  такое способен выполнить только идиот, не думающий о смертельной опасности своих действий, и так же хорошо тренированный, как Ваш сын. Но,  такого второго найти трудно, если вообще возможно.  Так что  и дальше  спите  спокойно, товарищ полковник!

10.12.2019 в 11:40


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама