Алма-Ата. Тихий, приятный, нежаркий летний день. Я сижу за столом в квартире Олжаса Сулейменова, пьем чай. Олжас – высокого роста, хорошо сложенный красавец, принадлежит к одному из древнейших и уважаемых родов – он кыпчак. Он великолепно знает историю и культуру Азии, прекрасно говорит по-русски, талантливый поэт и писатель. Ему нелегко далось публичное покаяние за его интереснейшую книгу “Аз и Я”, к которому его вынудили совпартидиоты.
В открытое окно долетает ласковый ветерок с гор, приносящий почти неуловимый запах яблок.
По восточной традиции, хозяин занимает гостя беседой.
Речь заходит о древних традициях и современных - “научных” взглядах на них с материалистической точки зрения.
Глядя в окно и словно прозревая задумчивым взглядом прекрасных умных глаз через акварельную зелень городских кварталов далекие горы, он, изредка прихлебывая из пиалы легко заваренный зеленый чай, рассказывает:
- Был в одном кыстау старик лозоискатель. Он занимался этим всю жизнь. Его отец и дед и дед деда искали в степи воду. Его знали и, когда нужно было рыть колодец, люди к нему обращались. Он никому не отказывал. Платили на свое усмотрение: кто сколько может.
Он приходил с прутиком, шел, держа его перед собой, потом говорил: здесь. И всегда безошибочно. Но кому-то это не понравилось - его вызвали и сказали, что надо это прекратить, прекратить распространять всякие антинаучные суеверья и предрассудки. Если нужно, геологи найдут воду, приедут и пробурят скважину. А он лучше пусть занимается своим делом: пасет своих овец и не забивает людям головы всякой чепухой. Старик выслушал это, опустив голову, кивнул и ушел.
Через какое-то время к нему опять обратились с просьбой найти в степи воду, очень просили и он не смог отказать. Пошел со своим прутиком и показал где. То ли кто-то донес, то ли специально сделали провокацию, но вскоре за ним пришли, увели, судили и посадили в тюрьму.
Через три года он вернулся и стал жить как прежде - тихо и неприметно. Больше искать воду не соглашался – урок усвоил. Как-то в районе случилась засуха. Начальству срочно нужно было найти воду – была сильная жара, в степи высохла трава, скот умирал от жажды. Прислали геологов. Они на больших машинах ездили по степи, без устали бурили скважины, но воду найти не могли, хотя обширный участок степи был весь в дырках, как швейцарский сыр. Тут вспомнили старика, который всегда находил воду и послали за ним от имени районного начальства.
Выслушав посланных, старик сказал:
Раньше я правда этим занимался, но мне объяснили, что это не научно и так воду найти нельзя. Нельзя распространять предрассудки. Воду должны искать геологи. У них есть книги, там все написано и они знают где искать. Разве палка может показать где под землей есть вода? Такие вещи делать нельзя. В ответ на уговоры старик больше не проронил ни слова и посланные удалились ни с чем. Более кратко, талантливо и образно вынести режиму приговор было невозможно.