«Мрут как мухи»
Детей-кантонистов сваливали партиями, как телят, в телеги и увозили этапным порядком. Вот что рассказывает А. И. Герцен, случайно встретивший партию еврейских кантонистов в 1835 году, во время своего путешествия в Вятку. Между Герценом и офицером-этапником произошел следующий диалог:
- Кого и куда везёте?
- Видите, набрали ораву проклятых жиденят с восьми- десятилетнего возраста. Я их принял верст за сто. Офицер, что сдавал, говорил - беда да и только. Треть осталась на дороге (и офицер показал пальцем на землю). Половина не дойдет до назначения, - прибавил он.
- Повальные болезни, что ли? - спросил я, потрясённый до внутренности.
- Нет, не то что повальные а так, мрут как мухи» .
Ни одна чёрная кисть не вызовет такого ужаса на холст. И эти больные дети без ухода, без ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого моря, шли в могилу. Я взял офицера за руку и, сказав: "поберегите их", бросился в коляску; мне хотелось рыдать, я чувствовал, что не удержусь... "
Текст присяги
Для евреев-кантонистов, то есть юношей, не согласившихся менять веру предков, существовал текст присяги, который произносился на иврите или идиш (а для принявших хистианство текст присяги был обычным):
«Именем Адоная живаго, Всемогущаго и вечнаго Б-га Израиля, клянусь, что желаю и буду служить Русскому царю и Российскому Государству, куда и как назначено мне будет во все время службы, с полным повиновением военному Начальству, так же верно, как был бы обязан служить для защиты законов земли Израильской. Но если, по слабости своей, или по чьему внушению, нарушу даваемую мной на верность военной службы присягу: то да падет проклятие вечное на мою душу и да постигнет вместе со мною все мое семейство. Аминь» (Здесь имя Адонай — одно из именований Бога в иудаизме, является заменой непроизносимого имени Господа. Слово «Адонай» стало заменой имени Яхве, когда последнее было признано слишком священным для обычного употребления).