А это - холопы, рабочий народ!
Сам Бог им велел, чтоб они постоянно
Трудились для нас, для господ!
Фи, как они грубы, нечисты и пьяны,
В дырявых сермягах. Всегда без сапог...
Но кто ж виноват в том? Не слушают пана:
За то и карает их Бог.
В. Сырокомля
Летом 1943 года всех студентов отправили на 24 дня на трудовую повинность - на ферму, бывший совхоз «Авангард». Большую часть сельхозтружеников составляли девушки медицинского факультета. Отвезли нас на ферму на грузовиках. Юношей поместили в здании бывшего склада. Спали мы на цементном полу, используя постельные принадлежности, захваченные из дому, и верхнюю одежду. В помещении было довольно просторно, компания собралась дружная, веселая. Мы обменивались шутками, анекдотами, рассказами, пели песни.
В первый же день нас собрал директор фермы - румын, свободно говоривший по-русски. Предупредил, что работать мы должны по 12 часов в сутки, что на все работы установлены нормы, работу каждый день будут проверять учетчики и за нарушение режима или невыполнение норм ему дано право оставлять нас на ферме дополнительно до десяти дней. Сказал, что студенты не должны пренебрегать физическим трудом, что и он, учась во Франции в университете, все лето от зари до захода солнца работал на ферме.
По мере приезда новых студентов дефицит площади увеличивался, и нас переселили в рабочее общежитие, где мы плотно расположились на полу в проходах между кроватями и даже под ними. Постоянные рабочие по вечерам пили самогон, сквернословили, и мы появлялись в бараке поздно, когда все уже утихомиривались. Одна из местных жительниц предложила нашей группе студентов разместиться в прихожей ее дома. Но провели мы там только одну ночь. За эту ночь мы подверглись такому нападению клопов, что предпочли спать под открытым небом.
Кроме зерновых культур, в хозяйстве были виноградники, фруктовые сады; выращивались овощи, имелись молочная и свиноводческая фермы, птицеферма. Студенты всех факультетов Университета, за исключением агрономического, работали на общих работах. Учащимся агрономического факультета трудовую повинность заменили производственной практикой на этой же ферме, но в другое время. Кормили нас плохо. Столовой не было. Котлы находились под открытым небом, но на дворе было тепло и дождь шел редко - выпадет обычное для летней поры количество осадков и снова засияет солнце. Мы получали по 400 граммов хлеба и два раза в день густой суп с крупой и овощами, но без мяса. Второе нам не полагалось. Его получали механизаторы, бригадиры и другие постоянные рабочие фермы. Кое-какое дополнительное питание мы привозили из дома, но, стремясь скорее закончить свой 24-дневный срок, наша группа студентов съездила домой лишь один раз. Около десяти километров мы шли пешком, а затем добирались трамваем.