Война
Известие о войне, о которой к этому часу еще не всё население страны узнало, застало группу студентов-выпускников (в которой был и ваш отец) в процессе сдачи экзамена. Запыхавшийся сотрудник института, стремительно вбежав в экзаменационный зал, тревожно и очень громко сообщил: «Война!». И после короткой паузы (все были ошарашены) несколько подробнее – всё, что знал из сообщения по радио, а также приказ всем, не медля, явиться в деканат по вопросу получения дипломов.
Экзамен принимал заведующий кафедрой профессор Донич – старенький, пожалуй самый старый в профессорском составе института. Довольно либеральный и добродушный в общении со студентами, немножко смешной. В студенческой среде славился несколько забавной манерой построения лекции (особенно вступительной, мобилизующей внимание части её). Его манера опроса на зачетах немало озадачивала студентов. Помню, например, лекцию о гигиене одежды, которую он начал так (а говорил он увлечённо, внушительно): «Я знал одного человека. Он не признавал гардеробов. В будни он носил праздничный костюм снизу и будничный сверху, а в праздник – будничный костюм снизу, а праздничный - сверху. Это - неправильно!». Вроде бы наивное вступление, а у всех уже «ушки на макушке». Или взять один из его каверзных вопросов: «Чем, главным образом, отличается крыса от собаки?». Пустяки, казалось бы. Но как бы ни изворачивались студенты, сопоставляя то внешние признаки, то различия в передаваемых болезнях – всё оказывалось не то. В заботах санитарно-гигиенического надзора важно то, что собака лезет в мусорный бак сверху, а крыса – снизу. Значит, не только крышка ящика должна быть в порядке, и т.д.
Он, конечно, больше других профессоров института утверждал главнейшую роль его предмета в здравоохранении, и потому искал пути мобилизовать внимание студентов, привлечь их к осмыслению каждой мелочи житейской в плане охраны здоровья. Ведь, по правде говоря, сам то предмет не очень привлекателен для молодого студенческого уха. Гигиена жилища, гигиена одежды – это ещё что. А мусорные ящики, канализация, водоёмы, водоснабжение, туалеты, ватер-клозеты и прочее в том же духе? А для охраны здоровья!? – это, как он говорил «Ого-го!»
Почему я вдруг о профессоре Дониче? Наверное, затем, чтобы немножко затормозить и успокоить встревоженную событиями этого дня память.
В деканате студентам велели назавтра придти за дипломами, а также пояснили, что фронту нужны врачи.