28 сентября
11-дм. орудия обстреливали до обеда многострадальную батарею Лит. "Б", причем одним из выстрелов пробило бетонную стену и междуэтажный пол казематированного траверса, никого, однако, не ранивши из бывших в каземате.
Подступы неприятеля заметно подвигаются; особенно угрожаемое положение они имеют у открытого капонира No 3, последняя параллель у которого расположена рядом с проволочной сетью, шагах в 50 от линии огня капонира. Опасаясь минной атаки этого пункта, нами раньше выведена была галерея вперед капонира, но когда выяснилось, что под землей неприятеля нет, то галерею эту решили обратить в большой фугас с целью подорвать неприятеля в случае занятия им этого укрепления. Завтра будет производиться заряжение камеры.
Около 6 час. вечера, когда уже стемнело, японцы неожиданно бросились на наши апрошные работы впереди форта III и быстро овладели окопом, устроенным нами ниже и правее форта иеще никем почти не занятым. В то же время они атаковали окоп, идущий вдоль линии железной дороги на участке между фортом III к укреплением No 3, и только что начатый окоп впереди укрепления No 3 и довольно скоро овладели ими. Неприятель развил страшный артиллерийский и ружейный огонь, на который таким же огнем отвечали и наши укрепления. Мне пришлось вэто время оказаться впереди укрепления No 3, и [я] оказался буквально между двух огней; казалось, что здесь места нет, где бы не сыпались пули или не рвалась бы шрапнель и осколки; идти к своим нельзя -- как раз примут за неприятеля, впереди -- также некуда; пришлось отлеживаться под огнем в первой попавшейся навстречу канавке. Когда огонь немного стих, мы (со мной были инженер-капитан Затурский и 2 техника) вскочили и пошли к своим, причем пришлось преодолеть по пути 2 ряда проволочной сети; хорошо еще, что первая из них -- электрическая -- оказалась неисправной и мы благополучно прошли правее укрепления No 3 в крепость. Из окопа впереди форта III к правой части окопа вдоль дороги удалось выбить японцев, окоп укрепления No 3 три раза переходил из рук в руки, но все же оставался за нами, потеряли мы только левую часть железнодорожного окопа. Остальную честь ночи все время поддерживался настолько сильный огонь, что работать нам не пришлось, а между тем необходимо закончить апроши у форта и укрепления No 3, так как здесь значительные и мертвые пространства.