28 августа
Тишина, с нею неопределенность полная. Что затевают японцы -- решить очень трудно. Земляные работы они продолжают вести усиленно -- окапываются сами и ведут подступы к нам, но стрелять почти вовсе перестали, если не считать 10--20 шрапнелей по нашей позиции; движения у них также незаметно, так как ходят, {В тексте котят.} видимо без определенной цели, отдельные лица и проезжают отдельные подводы. Китайцы доставили известие, что с 17-го числа у Куропаткина идут бои и что японцы отступают к Ялу.
Ходят слухи, что Франция объявила войну Японии из-за потопленного крейсера, что Англия отказалась от союза с Японией, предоставивши ей, однако, Вей-хай-вей, и т. п., но все это лишь одни непроверенные слухи.
Последовало неостроумное распоряжение Стесселя о прекращении выхода "Нового края", якобы за то, что в нем печатаются сведения о вылазках, разведках и проч., могущие пригодиться японцам. Это совсем дико: газета проходила двойную цензуру -- командира порта и штаба крепости, и вдруг лишить нас, но одному лишь капризу, из-за видимого желания сделать косвенную неприятность коменданту, единственного источника сведений и известий извне, известий хотя и запоздавших, но все же очень часто правдивых, поскольку правдива шанхайская пресса, служившая источником известий для "Нового края".