18 мая
Ходят слухи, что 3 японских канонерки из тех, что поддерживали огнем атаку Кинчжоу, затонули, натолкнувшись на мины.
Приехавший от Куропаткина офицер, как оказалось, никаких известий о высылке нам подкреплений не доставил,-- он имел лишь поручение узнать о положении в Артуре и вчера уехал уже обратно; удастся ли ему только доехать благополучно?
Стессель прекрасно сознает, что он ничего не сделал для крепости, поэтому и не знает ее сил и не надеется на успешное и продолжительное сопротивление. Таким образом, крепость с 40000-м гарнизоном, прекрасно вооруженная, просит помощи, не сделавши еще ни одного выстрела по осаждающему противнику.
Полная неосведомленность в военной науке и даже пренебрежение ею со стороны генерала Стесселя приводят к тому, что он, отрицая полезность участия в обороне офицеров Генерального штаба, не имеет около себя (в своем штабе) никого, кто бы знаком был с планом крепости, со всеми ее новыми укреплениями, вооружением, дорогами и проч., так что случись во время штурма послать куда-нибудь подкрепление людьми или орудиями, -- почти никто не будет знать, куда же идти, а будет это в ночное время, то выйдет одно недоразумение.
Дивизия Фока стоит у Инченцзы и там же видны японцы. Вчера весь день ожидали сражения, но его не было.
Ночью была страшная гроза. Неприятель с моря не показывался.