9 мая
На сухопутном фронте части, занимающие позиции, делают вдоль бруствера бонеты из земляных мешков, а теперь еще придумали вдоль всей линии огня устраивать из досок общее покрытие от шрапнельного огня. В торопливом применении всех этих усовершенствований ясно проявляется мысль, как мы стали бояться смерти в бою, как мы хотим без всяких потерь достигнуть победы. Я понимаю, устроить бонеты полезно, конечно, но только не в позиционных легких окопах, устройте их в фортах, сильных редутах, в которых [все] рассчитано более на пассивную оборону, без перехода в наступление, в тех окопах даже, которых назначение стрелять строго по одному направлению -- по дефиле, мосту и проч.; но загромоздить рядом тяжелых мешков весь бруствер передового окопа, вся сила которого в гибкости огня по разным направлениям и в возможности легко вспрыгнуть на бруствер для удара в штыки, -- это непонятно и даже непростительно. Еще непонятнее вторая идея -- перекрыть весь окоп блиндированным навесом, иначе сказать, обратить его в сплошной блиндаж,-- это уж действительный вред: во-первых, при атом окоп окончательно лишает защитников возможности выйти из него для отражения атаки, во-вторых, приучает гарнизон, занимающий такой окоп, к бездеятельности -- что самое, дескать, безопасное сидеть под крышкой и отстреливаться, и, в-третьих, окончательно лишает возможности поддержать в трудную минуту соседа огнем и штыком.
Если возможны у нас подобные затеи, то исключительно потому, что при отсутствии настоящего коменданта всякий делает, что кому в голову приходит. Дай бог только, чтобы к приходу врага у нас, наконец, воцарился хотя бы какой-нибудь порядок, а то скольких лишних жертв и неудач может это стоить.
Оказывается, что взрывами мины поврежден также "Расторопный", к счастью легко. Сегодня, слава богу, говорят, что "Бесшумный" может быть исправлен.
В 4 часа появились на горизонте неприятельские миноносцы, но вскоре ушли. Прошел слух, что японцы сделали высадку в Инкоу, но пока это не подтверждается.