authors

1558
 

events

214291
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Sergey_Rashevsky » Дневник полковника Рашевского - 88

Дневник полковника Рашевского - 88

28.04.1904
Порт-Артур (Далянь), Ляонин, Китай

28 апреля

О высадившихся японцах -- самые неопределенные сведения. Никто не знает, сколько их, есть ли у них артиллерия, кавалерия и проч.[1] Странно то, что они, как говорят, держатся не ближе 18 верст от железной дороги, да и подходили раньше к дороге лишь отдельными небольшими партиями. Разрушили же Пулондян, Вафандян и Саншилипу наши, отступая оттуда впанике. Помимо этою, сами наши же разрушали 17 верст телефона -- это уж совсем дико. В общем и здесь у нас пока то же, что на море: больше мы сами себе делаем вреда, чем японцы.

Сегодня утрам отправился сквозной поезд на север. Телеграф рассчитывали исправить завтра к вечеру.

Судя по полученный известиям о сражении у Тюренчена, главным виновником страшных потерь в 11-м полку и в артиллерии оказывается командир 22-го полка полковник Громов, который, занимая левый фланг нашей позиции и имея справа артиллерию, а затем дальше 11-й полк, заметивши приближение больших сил неприятеля, отступил, не предупредивши даже об этом соседние части.[2] Весь удар переправившихся через реку 16 японских батальонов обрушился на 3-ю артиллерийскую] батарею. Командир батареи капитан Моравский принял японцев огнем и не ушел с места, пока не погиб сам со своими людьми и лошадьми; орудия достались неприятелю. Тем временем против 11-го [Восточно-Сибирского стрелкового] полка с фронта двинулись еще большие силы, и полк, отбиваясь, был окружен после того, как погибла 3-я батарея. Полк 3 раза кидался в штыки, но японцы отступали и, не принимая удара, поражали полк огнем. Были убиты командир полка полковник Лайминг, 2 батальонных, 9 ротных, а всего около 40 офицеров и 200 нижних чинов выбыло из строя. Остатки полка спас священник, вышедший вперед с крестом и сам получивший 2 раны.

 

Особенно тяжелы были потери полка при отступлении и так как сзади позиции была долина, отделявшая заднюю, более высокую гору; и вот в этой долине полк буквально расстреливали с передней [позиции], занятой японцами. Знамя полка удалось отбить подоспевшемѵ 12-му полку.

Кроме большой потери в людях, мы потеряли 22 орудия и 8 пулеметов.

Вчера я писал о решении лейтенанта Расчаковского взорвать японский корабль. На деле и эта затея, как большинство других попыток наших моряков, кончилась грустно: катер "Авось", на котором РасчаковскиЙ успел дойти до Дальнего, налетел на камень и, чтобы не достаться японцам, взорван был поехавшими на нем, которые сами преблагополучно пешком добрались до Артура.[3] Весь почти день был дождик и густой туман, но к 5 час. горизонт прояснился и 5 японских крейсеров оказались в расстоянии до 16 верст от берега. Навстречу вышли 4 наших миноносца, которые повертелись несколько времени и море, дали для пущей красоты реляции несколько выстрелов на воздух по направлению крейсеров и ушли обратно в порт.[4]

К ночи ожидали брандеров, о чем сообщено было нам из Морского штаба, но брандеры не пришли, может быть, оттого, что поднялся сильный ветер, и они не явились, помня, что благодаря ветру прошлая попытка стоила им стольких жертв и была в общем неудачна.

Любо смотреть, с каким удовольствием моряки наши взялись за вооружение сухопутных батарей и расстались со своими кораблями.

[...]На рассвете и рано утром японцы обстреливали с судов бухты Лунвантан и Сяобиндао, ранили одного стрелка и убили китайца.



[1] В Бицзыво высадилась 2-я армия генерала Оку в составе 4 дивизий (36 батальонов, 17 эскадронов при 216 орудиях) общей численностью до 50 тыс. человек.

[2] Рашевский слишком примитивно объясняет причины поражения под Тюренченом. Причинами этого поражения явились более чем трехкратное превосходство японцев в численности, плохое управление, слабые разведка и связь, отсутствие взаимодействия между частями, а также ряд ошибок отдельных командиров (Засулича, Лемницкого, Громова). Поэтому неверно изображение Громова как главного виновника поражения, тем более что отход его полка перед 12-й японской дивизией последовал уже после отхода соседнего полка справа.

[3] Рашевский необъективно относится к смелой попытке лейтенанта М. С. Расчаковского взорвать японский миноносец в бухте Кэрр, во время которой катер "Авось", совершая маневр для атаки, случайно наскочил на камни.

[4] Подобное суждение Рашевского пристрастно, поскольку дневная атака 5 крейсеров 4 миноносцами бессмысленна.

13.09.2018 в 12:46

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: