authors

1427
 

events

194062
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Valentina_Barabanova » Воспоминания очевидца - 2

Воспоминания очевидца - 2

27.04.1986
Припять, Киевская, Украина
Эвакуация в Припяти Фото: timer-odessa.net

На следующий день в городе началась эвакуация. Несмотря на радиоактивные выбросы в атмосферу, власти не предупреждали людей об опасности. Многие уезжали в уверенности, что вернутся через три дня.

"В ночь на 27 апреля напротив моего дома, над крышей школы №2, низко завис и натужно гудел вертолет. В двери квартиры резко позвонили. На пороге стоял староста подъезда.

– Собирайтесь, нас сегодня эвакуируют из города...

Быстро одевшись, я выскочила из дома. Улицы были еще пусты, и я почти бежала со своего 2-го микрорайона в 5-й, где проживал мой брат. Моему брату Михаилу, отцу двоих маленьких сыновей, был 31 год, он работал на втором реакторе старшим инженером управления блоком. Он как раз собирался на работу, а четвертый реактор уже горел.

Когда мы оба вышли, улицы города уже проснулись, суетились люди, на улицах торговали продуктами питания. Мы с Михаилом остановились на остановке, с которой обычно работники атомной станции отправлялись на работу специальными автобусами. Изменившийся в лице от страшного известия брат вдруг сказал:"Я – заложник смерти", – написала Барабанова.

 

 

Как рассказала Валентина Ивановна, в тот день на почте собралось большое количество жителей Припяти, которые отправляли телеграммы родственникам. Прямо написать о случившемся люди не могли: сотрудники КГБ тщательно проверяли текст каждого сообщения. Но люди, сами не понимавшие масштаб трагедии, не пугали близких, писали обычные слова.

"Яркий солнечный свет залил утренний город. Томно пахло яблоневым цветом, на клумбах в центре уже высадили розы. На улицах Припяти толпились люди, молодые мамы с колясками и с детками за ручку стояли в очереди за продуктами. А за три километра от города горел атомный реактор, и люди не имели ни малейшего представления о невидимой угрозе! Работники атомной и пожарные поглощали радиоактивное излучение, которое превышало все мыслимые и немыслимые нормы, но никто не думал о белой смерти. А самолеты с энергетиками и спасателями, больными острой лучевой болезнью, уже вылетали в Москву. Преступная беспечность советской власти к жизни людей не имела границ! Над аварийным реактором кружили вертолеты, скидывали песок. А дети, которые собирались с мамами в эвакуацию, гуляли по улицам, стояли на центральной площади", – написала очевидица.

По воспоминаниям Барабановой, люди организованно садились в автобусы, эвакуируемых сопровождали милиционеры и военные.

 

"Забрав семью моей подруги (это была молодая семья с 4-летней девочкой), я вместе с ними около часа дня направилась на станцию Янов. Охваченные тревожным чувством, исподволь захватившим наши души, мы бежали, в руках было полно вещей: чемоданы и сумки. Маленькая Катя уцепилась ручками за мою юбку и еле успевала за взрослыми. Меня остановил чей-то взгляд. Не отрывая черных глаз от меня и Катеньки, с ужасом смотрел на наше бегство шофер автобуса, который только въезжал в город. Поезд должен был прибыть в семнадцать часов. Матерям с детьми предложили занять зал в помещении маленького вокзала. Все "беженцы" дышали "свежим" воздухом, который приносило с атомной, в двух километрах от нас был эпицентр украинской Хиросимы. "На счастье" еще и дождь пошел, и мы спокойно мокли на улице!" – вспоминает учительница.

В вагоны людям помогали сесть железнодорожники и милиционеры, пишет Барабанова. Окна и двери были закрыты, взрослые стояли, освободив место для детей.

"Поезд приблизился к атомной станции и почему-то остановился. Зачем, для чего, почему? Никто не знал, да и теперь никто не скажет, но разрушенный и курящийся четвертый реактор, как призрак, фантом, навечно врезался в нашу память. Это видение сопровождает меня всю жизнь", – написала Валентина Барабанова. 

 

07.06.2018 в 22:14

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: