26 ноября
Встал поздно. Днем в театре.
Газеты посвящены открытию Съезда Советов.
ЦИК помиловал трех осужденных по новосибирскому процессу и заменил им расстрел 10-ю годами. Шестеро расстреляно. Нобелевская премия мира присуждена немецкому писателю Карлу Осецкому, находящемуся в фашистском концлагере. Германское правительство через своего посла в Осло заявило резкий протест.
Вечером во время «Леса» работал в театре в помещении НИЛа, в так называемой «сотой комнате». Вдруг звонок телефона. Это В.Э. Он говорит мне, что З.Н. считает, что в книгу нужно включить только послереволюционный материал (статьи и речи В.Э.) «ввиду остроты нынешнего положения В.Э.». Она мне это уже как-то говорила, но я с ней спорил, и до сих пор В.Э. (еще вчера) соглашался со мной. Но сегодня, как он говорил, она его убедила, и он уговаривает меня. «Мы с вами оба мечтатели, Дон Кихоты, увлекающиеся люди. Нам нужно больше слушаться З.Н. — она земной человек...» Я спорю с ним, хотя это, разумеется, бесполезно. Еще говорит, что нервничает из-за статьи в «Известиях» и из-за того, что его даже не позвали на второе совещание в ВКИ 23-го... «Как бы им всем хотелось, чтобы меня уже не было! Как я им мешаю!..» Этот, совсем «нетелефонный» разговор произвел на меня очень тяжелое впечатление. В голосе В.Э. слышались горечь и растерянность.
Совещания Комитета по делам искусств, где обсуждалось постановление о пьесе Д.Бедного «Богатыри», состоялись 16 и 23 ноября, на первом из них Мейерхольд присутствовал. 17 ноября, в отчете о первом совещании «Известия» писали: «Выступавший в прениях В.Э.Мейерхольд пытался смазать значение борьбы с формализмом и натурализмом, которая велась на основе статей “Правды”. Признавая правильным постановление Всесоюзного комитета по делам искусств о “Богатырях”, дающее правильную установку в отношении исторических пьес и народного творчества, В.Мейерхольд при этом умолчал о своих ошибках за последние годы. Неверное выступление и вызывающее поведение Мейерхольда на собрании, его необоснованные выпады по адресу Комитета по делам искусств вызвали единодушное возмущение аудитории» (А.В. Работники искусств обсуждают постановление о пьесе «Богатыри»).