На фото(из Интернета) г.Тамбов,площадь В.И.Ленина,1953 год. Демонстрация в честь 36-й годовщины Октябрьской революции.
 *****
 
  Помню осенний вечер, мне лет шесть. Я сижу у окна и рассматриваю фонарь на перекрестке, который уныло раскачивался на ветру.Я никак не могу понять,что же такое Тамбов, где он находится и без конца пристаю к деду с расспросами.
 
   Когда я была в пятом классе, в городе пустили троллейбус.Это был 1955 год.Мы с ребятами бегали смотреть на это чудо техники. Правда , было ещё одно чудо- машины-асфальтоукладчики.Говорили,что они немецкие,трофейные.
 
   Главные улицы города- Советская, Интернациональная и К .Маркса и, конечно,площадь В.И. Ленина были уложены булыжниками. Иногда я наблюдала из окна как их ремонтируют рабочие. Стоя на коленях,надев на них специальные наколенники,они стучали по булыжникам,загоняя их на мостовую.
 Однажды летом рано утром,часа в четыре,мы проснулись от страшного рёва мощных моторов.   По булыжной мостовой  шли танки.
   -Это из «Дикой дивизии», -пояснил дед.- У них учения. 
  Видимо это было какое-то подразделение расформированной после войны дивизии. И в Тамбове ходили слухи ,что солдаты там отчаянные,не остывшие после войны.Грохот танков встревожил весь город.
   
  В самом центре города на углу Главунивермага всегда сидел чистильщик обуви, толстый мужчина с совершенно коричневой кожей. « Это от сапожного крема»- решила я. А дед мне пояснил, что это туркмен, поэтому у него такая темная кожа. Много позже я узнала, что это ассириец. Был такой народ, который когда-то изгнали со своей земли и они разбрелись по всему миру.
 
 
   В Тамбове был ипподром и конюшня. Гужевого транспорта в городе было много.На лошадях развозили керосин, продукты по детским садам и магазинам, хоронили. Их деревень приезжали в город на базар,в больницу или в гости.
 
   Запомнились старьевщики, или как мы их называли-"тряпичники". Они ездили по городу на лошадях. Останавливаясь у дома, «тряпичник», как  и извозчик с керосином, звонил в колокольчик, оповещая о своём прибытии. В его деревянном чемодане были мячики, свистульки, иголки для прочистки керогазов.Они меняли (не продавали)свой товар на поношенные вещи. Мы с сестрой раза два  попались к этому, как нам потом объяснил дед - мошеннику, оттащив ему много старых (и не очень) вещей взамен на яркие  «мячики» -шарики из опилок ,обернутых в фольгу и обвязанных резинкой.
 
   Неподалёку от нас в частном доме жил директор ипподрома . Иногда он приезжал на обед на двуколке с кучером,который терпеливо дожидался начальника, а мы, ребятишки, в это время разглядывали  красивого,ухоженного коня,который нетерпеливо фыркал .
 
   У забора их дома  всегда сидели  двое мужчин-нищих, один  был  слепой и  беспрестанно мотал головой.
   -Контуженый, -объяснил мне дед.
 Другой - в темных очках и с обожженным лицом.
   -В танке горел,-рассказывал он прохожим.
 Один из них играл на гармошке и оба пели что-то жалостное и совсем не понятное. В эти годы в городе было много нищих и инвалидов войны. Встречались и без обеих ног. Они  передвигались на тележках. Потом стали появляться инвалидные коляски и заработала протезная  мастерская.
 
   По дворам постоянно ходили нищие,просили хлеба.Помню двоих- мужчину и женщину,ещё не старых, опрятно одетых. Мужчина играл на гармошке, женщина пела как Лидия Русланова и  им всегда хорошо подавали.
 
   Но самые интересные концерты проходили на площади Ленина в дни праздников и в школах во время выборов.
 На Первое мая и 7-е ноября в Тамбове ,как и во всех городах ,готовились к демонстрации. Во многих  учебных заведениях  проходили  так называемые «маршировки» ,т.е. репетиции  к проходу перед трибуной. 
 
  К этим праздникам  на площади Ленина строили деревянную трибуну.Стройматериал для неё завозили недели за две до праздника. Трибуну обтягивали  красной материей и развешивали портреты партийного руководства.
 
  В день демонстрации  рано утром грузовые машины  перекрывали все подходы к площади Ленина, кроме двух улиц ,по которым шли демонстранты. А к вечеру на площади устраивали концерт.  Перед памятником вождя на машине с открытыми бортами артисты пели, плясали, читали стихи.
 
 Потом танцы для трудящихся в сопровождении духового оркестра .Было много военных.
 Нам, ребятишкам ,не разрешали ходить на эти мероприятия,но как усидишь дома, когда на площади такое веселье.
 Конечно,при таком скоплении народа было много воришек и хулиганов,случались драки и поножовщина.
 
   Во время праздничных концертов иногда пролетал самолет-«кукурузник», он сбрасывал листовки. Народ ,расталкивая друг друга,с радостью ловил эти бумажки. Мне однажды их  принесли соседские мальчишки.Что там было-не помню, т.к. они были грязные и помятые и дед мне велел их выбросить.
 
  День выборов в Тамбове ,как и во всех городах,всегда считался праздником.Соседи  старались одеться по-праздничному и чинно шли на избирательный участок.Их обычно устраивали в школах и там непременно работали буфеты . 
 На каждом избирательном участке проходили выступления концертных бригад и мы с девчонками только успевали за ними перебегать из одной школы в другую,чтобы ещё разок  посмотреть на артистов.
    
    А с каким нетерпением мы дожидались гастролей цирка! Мне особенно нравились акробаты  и,придя домой,я тут же принималась изображать нехитрые упражнения: "мостик", шпагат , "колесо". И потом хвасталась ребятишкам  во дворе  своими успехами . 
 
  В те далёкие 50-е казалось,что бесконечные очереди-в порядке вещей.
   -У Толмачева сахар дают!-сообщала запыхавшаяся соседка. И мы ,потеплее одевшись ,бежали во двор этого магазина .
   -Полкило в "одни руки!"-объявляла продавщица,выдавая сахар в кульках из серой бумаги.
 Толмачев- тамбовский купец, имел до революции в Тамбове несколько домов,но только один  из них ,ставший продовольственным  магазином, долго ещё народ помнил.
   -Тань, ты куда? -спрашивала я подругу .
   -Да за хлебом, к Толмачёву.
 Хозяйственное мыло «давали» по куску .Тогда порошков и шампуней не было,стирали и  мылись в бане только мылом.Многие ходили в баню со своими тазами и вениками.
 
   В городе обычно все знали своих почтальонов,но самым известным был Харитоша,который ездил на велосипеде.
 Уже никто не помнил его настоящего имени.Народ распевал популярную в то время песню из какого-то кинофильма  :
   -Письма нежные, родные,
   -Деловые, заказные
   -Всем вручает Харитоша
   -Аккуратный почтальон.
 Харитоша был старенький,маленького роста,сутулый и пальцы на правой руке у него не гнулись. 
 Он приносил нам пенсию и посылки. И однажды ,когда я была в 5-ом классе, дедушка , уходя на партсобрание, дал мне задание:
 -Приедет  Харитоша, получишь пенсию , распишешься и дашь ему три рубля.
 ( Пенсию мы получали за погибшего отца в размере 420 руб. на двоих). И я не отходила от окна, выглядывая почтальона,чтобы выполнить это ответственное задание.
 
   В начале 50-х годов дисциплина на производстве была строгая, можно сказать военная. И чтобы рабочие не опаздывали, их рано утром будили  заводские гудки .У каждого предприятия был свой голос. Рабочие их различали . Помню  дед мой говорил:
   -Это «Ревтруд» гудит, а это- «Каганович» .
 В день похорон И.В.Сталина  к заводским  присоединялись паровозные  гудки . 
 
   В Тамбове было две действующие церкви,одна из них совсем небольшая –на кладбище.Несмотря на яростную  атеистическую пропаганду,на Пасху народ ходил в церковь. Многие приезжали из деревень.
 Мы ,пионеры и комсомольцы, с интересом разглядывали  из окон школы вереницы верующих, которые шли освящать куличи. Их клали на тарелку и завязывали в узелочек из белого платка или  марли. А оттуда выглядывали яркие бумажные цветочки.
 И так хотелось посмотреть, что там в церкви ,как происходит  это  освящение. ..