29 [апреля] Дельи.
Лодиана. Лодиана -- город ничем не замечательный и ничем не отличающийся от других мелких городов Индии. В нем живет Сирдар Атар Сингх. И это, да еще пребывание сына Шах Шуджи -- едва ли не единственные примечательности города.
Миссионерская школа и миссионерская деятельность, привлекшие меня в Лодиану, оказались ниже моих ожиданий.
В миссионерской печатне я не нашел ничего нового, интересного для себя. Сирдар-сахаба я не видел, он был в своем поместье, и его домашние объявили мне, что он страдает подагрой.
Меня принимал его второй сын, который немного говорит по-английски.
Мне показали новый дом, еще недостроенный, библиотеку Сирдара, особенно богатую пенжабскими рукописями. В ней есть и санскритские, но нет любопытных или редких.
Сирдар сильный сторонник англичан; он на хорошем счету у правительства и, несомненно, человек с большими сведениями о Пенжабе. О куках он первый донес правительству. Какая жалость, что я его не видел.
В его доме и от его домочадцев я слышал, что куков много около Лодианы. Тайно они сносятся с Рам Синхом, сосланным в Рангун. Они верят в пророчество о пришествии русских в Индию и в настоящее время не допускают возможности поражения афган. По их убеждению, Россия не допустит побить афган. Сикхи в настоящее время смирны и лойяльны. Афганам, как магометанам, они не сочувствуют.
В день отъезда из Амритсара я ездил взглянуть в последний раз на Рамбаг. Я взбирался на плоскую кровлю дворца Ранжит Сингха и здесь столкнулся с патаном из Дера Гази Хана. Патан состоял на службе британской, что не мешало ему очень скептически относиться к известиям о британских победах. Он мне говорил: "Не такой народ афганы, чтобы покориться сразу. Дорого будет стоить война правительству!".
Индусы относятся совершенно иначе к афганской войне. Они, так же как и сикхи, не сочувствуют афганам.
Атар Сингх задумал облагодетельствовать Лодиану: он хочет выстроить башню с часами, публичную библиотеку и в своем саду странноприимный дом для европейцев.