27 февраля. Аурангабад. 25-го в ночь выехал из Насика. В три часа был в Нандгауме. Оттуда в тангах отправился в Аурангабад. Ехал всю ночь и часть дня, приехал сюда в 2 часа дня. Дорога очень хороша, но страна очень печальная. По дороге проехал мимо крепости Даулатабад. В деревнях виднелись кое-где крепостцы.
Путешествие при палящем солнце, пыли и ветре было более нежели утомительно. Я приехал сюда совершенно разбитый. Вечером ездил по городу, но ничего любопытного не видел там.
Видел свадебную процессию, несколько всадников молодцов солдат из туземцев.
В день моего отъезда из Насика я был приглашен на церемонию панагар в дом одного туземного pleader'а (ходатая по делам, стряпчего (англ.)). Церемония делалась в честь отъезжавшего судьи. Мы собраны были в большую комнату в новом доме pleader'а. Когда все собрались и уселись в назначенные места, хозяин произнес речь на махратском языке.
Судья отвечал по-английски, но нельзя сказать, чтобы он был особенно красноречив. Затем произнесены были еще две речи, и после того на почетных гостей надели гирлянды цветов и им роздали бетель. Руки наши вымазали сандалом, в носовые платки покропили духов.
Сегодня у меня был чиновник низама, нечто вроде Ass. Collector'a. Порядок собирания доходов тот же, что в Британской Индии. Сельские общины и здесь разрушены. За исключением мхара, барабалути не существуют здесь. Правительство не признает их прав. Отчеты публикуются на персидском языке. Кодекс гражданского судопроизводства списан, хотя и не вполне, с британского.
За исключением мхара, барабалути не существуют здесь. Мхар (махар) (марат.) -- название наиболее многочисленной касты "неприкасаемых" у Маратов. В средневековой маратской общине махары являлись общинными слугами, выполнявшими различные многочисленные повинности (сторожа, уборщика падали, гонца, носильщика, заготовителя топлива и фуража и т.д.) главным образом на общинную верхушку и вышестоящих феодалов. В период английского господства в Индии махары превратились в находящихся в полукрепостном состоянии батраков у маратских помещиков и деревенской верхушки. Однако некоторые их функции как общинных слуг даже юридически сохранялись английскими властями вплоть до самого недавнего времени.