13.05.1861 С.-Петербург, Ленинградская, Россия
13 мая
Нелепейшие толки о бумагах Хрущева, куда вмешали и вел. кн. и гр. Эммануила Сиверса. Дело все в том, что как Хрущев сделал нелепые покупки в последнее время, то в доме не осталось ни гроша. Лидия Хрущева никогда домашними делами не занималась, а в эту минуту и не могла. Вел. кн., бывши у ней, присоветовала ей пригласить кого-нибудь pour debrouiller ses affaires {Чтобы привести в порядок ее дела.}, и между прочим назвала гр. Эммануила Сиверса, как друга семейства. В это время была у Хрущевой Ольга Бибикова. По приглашению Хрущевой приехал через несколько дней гр. Сиверс и по просьбе отобрал думские и сенатские бумаги от писем, уже связанных в пакет. Это видела жена гр. Димитрия Толстого, врага Хрущева. Из всего этого выползла нелепейшая история, что будто у Хрущева найдена переписка с Герценом, что вел. кн., в этом участвовавшая, испугалась, послала Сиверса взять эту переписку и сама затем поехала и чорт знает что; что Тимашева об этом спрашивал сам государь, что Тимашев сказал, что он не мог в это дело вмешаться, ибо тут замешана особа императорского дома, и за это получил отставку, что государь с тех пор не ездят к вел. кн., а в светлое христово воскресенье даже не присел у нее (государь просто не застал вел. кн. -- она была у императрицы), что она едет на два года в чужие края, чтобы дать время заглохнуть этому делу. Ай да господа реакционеры -- честно работаете языком.
Хрущев несомненно был одним из корреспондентов Герцена. Ср. хотя бы опубликование Герценом ряда сенатских документов о деле Малкова. Ход доказательств и самый язык примечания к этой публикации, особенно в определении наказания, следуемого по закону Игнатьеву и др., совершенно аналогичны такому же определению о М. Безобразове и др. в "Материалах" Хрущева (см. выше прим. к записям 29/V, 20/ХII 1859 г.); Хрущевым же, очевидно, было переслано в "Колокол" и письмо о ямбургском деле (см. запись 11--13/ХII 1860 г.). Однако, Герцен не знал, напр., кто автор "Материалов", изданных Хрущевым в Берлине (см. Герцен т. X, стр. 443 и 473).
В 1861 г. Хрущев сошел с ума. В марте и апреле Одоевский уже отмечает в своих подневных записях явные симптомы сумасшествия Хрущева.
О сумасшествии Д. Хрущева см. Никитенко: "Последние два-три года его преследовали постоянные неудачи по службе. За некоторые смелые мнения его, особенно против Игнатьева и Муравьева, кое-кто стал прославлять его крайним либералом, даже красным" (т. II, стр. 14). Валуев в своем дневнике записал: "Хрущев, очевидно, томится своим неучастием в администрации и прицепляется к каждому случаю" ("Рус. Стар." 1891, кн. 10, стр. 142). -- См. также о Хрущеве в записках В. Инсарского ("Рус. Стар.", 1859, т. 83).
10.01.2018 в 10:30
|