22 апреля
Моей статьей: "Зефироты" воспользовался какой-то спекулянт, издал ее, перепечатав почти всю и прибавив сцену купцов, собирающихся послать в Америку за зефиротами и показывать их в Петербурге. И политипаж сделали. Назвал он по своему прибавлению: "Зефироты и Зевороты" (вместо "Ротозеи"?) -- Панаев первый известил меня об этой спекуляции.
Жена, возвратясь от обедни в министерстве внутренних дел, привезла мне известие, что Сергей Степанович [Ланской] более не министр, а на место его Валуев. Это должно сделать большую переборку во многих должностях. Сергей Степанович уже три раза просился в отставку -- которая явилась только теперь. -- У бар. Корфа, который ничего не знал. Щекотливую статью в биографии Сперанского он свез к государю, иначе нельзя было.
Первоапрельская заметка-шутка о "новой, более нас совершенной породе разумных животных" (первоначальное название "Замечательная игра природы") была напечатана в "Сев. Пчеле" 1861, No 73 под назв. "Зефироты". В бумагах Одоевского текст примечания к этой шутке (помещенного в No 74 "Сев. Пчелы") несколько иной, чем в газете (Отчет Публ. Б-ки за 1884 г., Бумаги кн. Одоевского, стр. 4).
В книге "Зефироты " зевороты" СПБ 1861, за текстом стоит подпись "А. Полоротов". Надо отметить, что Одоевский часто бывал жертвой подобных литературных спекуляций -- об этом писал он сам в предисловии к новому изданию сочинений (см. прим. к записи 12/III).